23 октября 2015 года Александру Аземше исполнилось бы шестьдесят пять лет, и в его доме,
где три стены в двух комнатах были от пола до
потолка заставлены стеллажами с книгами, за
большим столом собрались бы его родные и художники — друзья детства, а также старые «костровцы», работавшие в восьмидесятые годы в
журнале, где Аземша десять лет был главным
художником.
Он родился в Ленинграде, по соседству с Летним
садом и Михайловским замком, а учился в школе
на набережной Невы, напротив пристани со
сфинксами. Школа называлась СХШ — средняя
художественная школа, но это была не обычная
«художка». Чтобы поступить сюда, нужно было
сдать серьезные экзамены, а принимали немногих, самых талантливых. Кроме школьных
предметов, здесь очень много рисовали: днем — в школе, вечером — дома. По воскресеньям — на
этюды, летом ездили на практику, и там тоже
рисовали. И что очень важно — находилась школа в Академии художеств, с ее уникальной атмосферой: парадными залами и двухсветными
галереями, с музеем, отделом слепков и замечательной библиотекой, мастерскими профессиональных художников и классами студентов.
Когда-то здесь учились и преподавали знаменитые художники, скульпторы и архитекторы. Высокие и гулкие каменные коридоры, казалось,
хранили эхо шагов Брюллова, Крамского, Сурикова, Репина.
После окончания СХШ почти все ее питомцы
поступили в Академию, многие стали известными художниками, но не потеряли друг друга.
Александр Аземша навсегда остался верен детской дружбе и любви, он встретил в школе не
только товарищей на всю жизнь, но и будущую
жену, Елену Вознесенскую.
Художник Аземша проиллюстрировал
более ста книг, большинство из которых — детские, и все они были выполнены в его
особенной узнаваемой сказочной манере.
Он создал волшебные города с тесными
улочками и готическими домиками с черепичными крышами; русские города с каменными палатами и парящими в воздухе луковицами
церквей; деревни с избами, косогоры, украшенные гребенкой елей. Старинный Петербург. Леса,
поля, моря с парусниками. Целый мир, в котором
обитают князь Дмитрий Донской, самаркандский астроном Улугбек, крепостная актриса Параша Жемчугова, Илья Муромец, а также хозяйка
Медной горы, бременские музыканты, лупоглазые филины, мудрые вороны, толстощекие коты,
и многие реальные, исторические, и сказочные
герои.
Художник-иллюстратор должен обладать не
только фантазией, а знать множество вещей: как
были одеты нумидийские стрелки или балеарские пращники, чем отличается платье пушкинской барышни от тургеневской, а клавесин от
клавикорда. Аземша все это знал, он был настоящий эрудит, большой ценитель Пушкина, русской литературы, книг по истории и искусству,
всяких справочников и энциклопедий. Кроме
семьи, друзей, книг и художества, он любил
спорт, особенно шахматы, а также животных,
особенно котов. И он любил свою работу. Еще
маленьким он взял в руки карандаш, чтобы сотворить первые детские каракули, и так и не выпускал его из рук до конца своей жизни.