Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2012 года

Журнал Костер. Октябрь 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис...

Волшебный мир

Богато украшенный волшебный дворец — не наглядеться!.. Но мгновенье… и вместо дворца — широкая поляна, солнце, облака, цветы… Еще мгновенье — едва освещаемое подземелье. В жизни такого не бывает, только в сказке, и в театре. Делается это с помощью декораций.

Арки для трагедий

Декорации, костюмы, маски с древности сопровождали религиозные обряды, из которых и родился театр. В Древней Греции декорацией была сама скена (сцена), представлявшая собой архитектурное строение, павильон. Потом на стенах стали рисовать колонны, кипарисы. А в Древнем Риме придумали занавес.

В Средние века в церковных мистериях, мираклях, где обычно изображались рай или ад, декорации были посложнее: дракон в аду изрыгал огонь, глаза у него горели. В сценах рая беседки покрывались позолотой и были увиты цветами. Фигуры в мистериях были двигающиеся — дракон извивался, летали ангелы. Но сами декорации были неподвижными.

Так было и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и в эпоху Просвещения. Так было и в древних восточных театрах — индийском, китайском, японском. В древнеиндийском театре декорации изображали место действия, а в древнем японском театре «Но» изображение было символическим — на золотом фоне — сосна, символ долголетия. Зато актеры одевались в красочные костюмы, надевали разрисованные маски. Помещения восточный театр, как правило, не имел, а вот сцена строилась согласно определенным традициям.

Знакомая нам сцена в виде коробки без четвертой стены появилась в Европе в XV веке. В создании декораций участвовали такие великие художники Возрождения как Рафаэль и Леонардо да Винчи. Не все было рисованное — к дому на занавеси приделывались настоящие крыша, балконы, балюстрады.

Гостиница для комедий

В эпоху Просвещения, в семнадцатом веке, было выработано три типа декораций — арки для трагедий, гостиница для комедий и лесной пейзаж — для пасторалей. Но сценические механизмы совершенствовались, и вот уже декорации стали меняться несколько раз во время действия. А театральные эффекты? Летающие облака, на которых восседают ангелы, плывущие по почти настоящей воде лебеди, лодки, вырывающийся из-под земли огонь, а то и чудище!..

Апогея декорационное искусство достигло к концу XVIII века. Появились кулисы, движущийся занавес, сменные разрисованные «задники» (занавеси). Изобрели поворотный сценический круг, на котором можно было установить несколько видов декораций и менять их при повороте круга, не закрывая занавеса. Изобрели плунжер — сценический подъемник. В ХХ веке произошел резкий сдвиг в осмыслении пространства сцены. Никаких занавесей, появились движущиеся конструкции — колеса, кубы, спирали. Многое зрителю приходилось додумывать: вместо моста — только кусочек его; очертания дома делались из проволоки… или сцена могла представлять собой внутренность фантастической рыбы.

Современное декорационное искусство необычайно разнообразно. Все зависит от режиссерского замысла и фантазии художника.

Лесной пейзаж для пасторалей



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»