Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2012 года

Журнал Костер. Октябрь 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис...

Волшебный мир

Богато украшенный волшебный дворец — не наглядеться!.. Но мгновенье… и вместо дворца — широкая поляна, солнце, облака, цветы… Еще мгновенье — едва освещаемое подземелье. В жизни такого не бывает, только в сказке, и в театре. Делается это с помощью декораций.

Арки для трагедий

Декорации, костюмы, маски с древности сопровождали религиозные обряды, из которых и родился театр. В Древней Греции декорацией была сама скена (сцена), представлявшая собой архитектурное строение, павильон. Потом на стенах стали рисовать колонны, кипарисы. А в Древнем Риме придумали занавес.

В Средние века в церковных мистериях, мираклях, где обычно изображались рай или ад, декорации были посложнее: дракон в аду изрыгал огонь, глаза у него горели. В сценах рая беседки покрывались позолотой и были увиты цветами. Фигуры в мистериях были двигающиеся — дракон извивался, летали ангелы. Но сами декорации были неподвижными.

Так было и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и в эпоху Просвещения. Так было и в древних восточных театрах — индийском, китайском, японском. В древнеиндийском театре декорации изображали место действия, а в древнем японском театре «Но» изображение было символическим — на золотом фоне — сосна, символ долголетия. Зато актеры одевались в красочные костюмы, надевали разрисованные маски. Помещения восточный театр, как правило, не имел, а вот сцена строилась согласно определенным традициям.

Знакомая нам сцена в виде коробки без четвертой стены появилась в Европе в XV веке. В создании декораций участвовали такие великие художники Возрождения как Рафаэль и Леонардо да Винчи. Не все было рисованное — к дому на занавеси приделывались настоящие крыша, балконы, балюстрады.

Гостиница для комедий

В эпоху Просвещения, в семнадцатом веке, было выработано три типа декораций — арки для трагедий, гостиница для комедий и лесной пейзаж — для пасторалей. Но сценические механизмы совершенствовались, и вот уже декорации стали меняться несколько раз во время действия. А театральные эффекты? Летающие облака, на которых восседают ангелы, плывущие по почти настоящей воде лебеди, лодки, вырывающийся из-под земли огонь, а то и чудище!..

Апогея декорационное искусство достигло к концу XVIII века. Появились кулисы, движущийся занавес, сменные разрисованные «задники» (занавеси). Изобрели поворотный сценический круг, на котором можно было установить несколько видов декораций и менять их при повороте круга, не закрывая занавеса. Изобрели плунжер — сценический подъемник. В ХХ веке произошел резкий сдвиг в осмыслении пространства сцены. Никаких занавесей, появились движущиеся конструкции — колеса, кубы, спирали. Многое зрителю приходилось додумывать: вместо моста — только кусочек его; очертания дома делались из проволоки… или сцена могла представлять собой внутренность фантастической рыбы.

Современное декорационное искусство необычайно разнообразно. Все зависит от режиссерского замысла и фантазии художника.

Лесной пейзаж для пасторалей



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»