Август 2015 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории письма и писем.
Вот древневавилонское личное послание. Третье тысячелетие до нашей эры. Текст обнаружен археологами на каменной плите весом в пятнадцать килограммов: «Я, такой-то и такой-то, хочу дружить с такой-то и такой-то». Коротко и ясно. Иначе и нельзя было: если многословно изливать свои чувства, весточка потянула бы килограммов на сто.
Чтобы послания не были слишком тяжелыми в прямом смысле слова, со временем люди стали писать на глиняных табличках, на пергаменте, на бересте — пока, наконец, не появилась бумага. Долгие века на ней писали гусиными перьями, которые приходилось постоянно подтачивать, очинять перочинными ножиками (потому-то они и перочинные).
Для заядлых сочинителей писем одного читателя оказалось мало, и появился эпистолярный («эпистола» по-гречески — «письмо») жанр. Были письма и философические, и воспитательные, и целые романы в письмах, и путевые заметки. Так, после путешествия по европейским странам в 1789—1790 годах один из зачинателей нашей литературы Николай Михайлович Карамзин опубликовал «Письма русского путешественника».
А в 1823 году, томясь в одесской ссылке, Пушкин начал писать роман в стихах «Евгений Онегин», и очень важное место в нем заняло письмо. Письмо Татьяны к Онегину. Оно, пожалуй, стало самым известным стихотворным переводом на русский язык: Татьяна, признается Александр Сергеевич, «писала по-французски». И дальше: «Я должен буду, без сомненья, // Письмо Татьяны перевесть». И перевел, скрипя по бумаге гусиным пером.
«Процесс обмакивания пера в чернила, — заметил французский писатель Люсьен Декав, — это само совершенство: он не позволяет писать слишком быстро, благодаря чему удается избежать многих глупостей».
А теперь вернемся к нашему вопросу: нужно ли опять ощипывать гусей, опять затачивать перья перочинными ножиками?
От прогресса никуда не деться. Нет ничего дурного в письмах, написанных на компьютере. Но адресату иногда бывает так приятно получить письмо, написанное ручкой на бумаге (если, конечно, почерк у автора аккуратный)!
Мария Блажнова |
Художник Елена Болгова | Страничка автора | Страничка художника |