На главную Rambler's Top100
Сентябрь 2009 г.
СЕНТЯБРЬ 2009 года

Морская газета

Морская газета

ФРЕГАТУ «ШТАНДАРТ» — 10 ЛЕТ

Фрегат

В 1703 году по указу царя Петра и приказу губернатора Меншикова заложили на Олонецкой верфи корабли для флота Российского. Флагманом стал фрегат «Штандарт» — «первенец флота», как его называл царь Петр.

Вода за кормой

Название «Штандарт» символизирует обретение Россией нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой государственный флаг штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую — карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назван первый корабль Балтийского флота.

Успехи России в военных действиях против Турции развязали Петру I руки для борьбы за выгодный торговый путь в Европу — через Балтийское море. Для защиты Балтийских земель нужен был флот. На Олонецкой верфи всего за пять месяцев были построены первые 10 судов. Самым большим был 28-пушечный фрегат «Штандарт», который и стал флагманом нового Балтийского флота.

Юнга Под парусом

Корабли были заложены 24 марта 1703 года, а уже 8 сентября того же года эскадра поставила паруса для перехода через Ладогу в только что основанный город — Санкт-Петербург.

Руководили работами голландские и английские мастера, и русские подмастерья из учившихся во время Великого посольства. Чертежи многих новых судов составлял собственноручно царь Петр. В строительстве «Штандарта» Петр принимал личное участие.

Парусник

В Петербург фрегат вышел, имея на борту груз пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошел «Петр Михайлов». Во время шторма «…фрегат сей стал на мель и претерпел некоторое повреждение». В карельском фольклоре есть упоминание о «Государевой», или «Царской мели». Успешно с нее снявшись, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо Кроншлота к Санкт-Петербургу.

Дети на парусном судне

В 1711 году корабль «пришел в ветхость», и был поставлен на ремонт. Обновленный «Штандарт» продолжал службу до 1719 года, когда по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку.

Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок. Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что тросами при попытке поднять корабль буквально перерезали его на части. Старый «Штандарт» был разобран с указом «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый». Указ этот вплоть до недавнего времени оставался невыполненным. А имя «Штандарт» давали с тех пор только царским яхтам. 4 сентября 1999 года в Петербурге на воду был спущен новый «Штандарт» — построенная руками энтузиастов копия петровского парусника.

В июне 2000 года корабль отправился в свое первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого посольства, по тем городам и странам, которые более трехсот лет назад посетил молодой Петр, обучаясь корабельному ремеслу для создания новой сильной России.

Современный «Штандарт» — это действующий учебный парусник, музей деревянного кораблестроения. Каждую осень на «Штандарте» проводится набор ребят от пятнадцати лет, которые обучаются морскому делу и работают на корабле. Летом лучшие из них, когда есть такая возможность, отправляются в плавание на фрегате, участвуют в морских регатах и фестивалях. К сожалению, в наше время паруснику живется непросто, но команда не унывает и всегда рада новым друзьям.

Добро пожаловать на борт!

Разведенный мост и фрегат






© 2001 - 2017