Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2010 года

Журнал Костер. Май-июнь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

Как стать человеком…
(По мнению обезьяны?)"

Обезьянки

В 1960-70-х годах несколько американских исследователей стали «приемными родителями» юных обезьян. И сразу же возникла проблема. Обезьяны не могут произносить членораздельные звуки, как люди, — слишком низко расположена у них гортань. Выход из положения подсказала шимпанзе Вики. В качестве игрушек Вики давали разные картинки. Хотелось ей покататься на машине — она приносила картинку автомобиля, и ее катали. Через некоторое время воспитателям Вики надоели частые «выезды в свет». Картинки с машинами убрали. Но Вики было уже не остановить. Она вырывала фотографии машин из журналов и настоятельно требовала катать себя еще и еще. Вики придумала, как без звуков доносить свои желания до людей. Изобретение Вики навело ученых на мысль обучать обезьян не звуковой речи, а языку жестов, наподобие того, которым пользуются глухонемые люди.

В 1966 году Аллен и Беатриса Гарднеры стали обучать шимпанзе по имени Уошо. Первые слова-жесты дались ей не без труда, хотя и за изрядные порции изюма. Но вскоре Уошо с большой охотой принялась осваивать все, чему ее учили. К 5 годам она употребляла больше 500 слов и понимала 2000, как человеческие дети в 2-3 года. Уошо могла придумывать новые слова, составляя их из прежде выученных жестов. Давайте проверим, насколько люди умнее обезьян. Попробуйте догадаться, что именно Уошо называла словами «вода-птица», «конфета-пить» и «открыть-еда-питье». Подумайте как следует, а правильные ответы вы сможете узнать в следующем номере журнала.

Толковая обезьяна Уошо, кстати, без особых затруднений подхватывала и те слова, которые «роняли» в ее присутствии, не рассчитывая, что шимпанзе их запомнит. Например слова «зубная щетка» и «курить». Повзрослев, Уошо занялась преподаванием и обучила языку жестов своего приемного сына.

Не менее талантливой оказалась горилла Коко. Она могла не только говорить «по делу», но и шутить. По просьбе своей воспитательницы, Фрэнсис Паттерсон, Коко умела показывать, где у нее глаза, нос, лоб. Однажды Паттерсон захотела продемонстрировать способности гориллы гостям. Но вместо лба Коко показывала нос, а вместо ушей — глаза. Она явно вредничала. «Плохая горилла», — раздраженно просигналила Паттерсон. «Смешная горилла», — поправила Коко.

Где причина, где следствие, Коко тоже разбиралась. Была у нее страсть: рвать губки. Коко знала, что за рваные губки ее не похвалят, но удержаться не могла. Однажды воспитательница застала ее за любимым занятием: «Что это?» — спросила она. «Беда», — ответила Коко. Она не сказала «рваная губка», это было и так очевидно. Коко сразу же перешла к обсуждению возможных результатов. В другой раз Коко спросили, кто из двоих людей ей нравится больше. Оба находились в комнате. Коко посмотрела на одного, потом на другого и ответила: «Плохой вопрос».

Не все ученые соглашались называть речь обезьян языком. А вот почему они так думали и как обезьяны опровергли этот довод, вы узнаете в следующий раз.




Рената Либина
Художник Татьяна Капустина
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»