Детский журнал Костер
РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»

Август 2021 года

Журнал Костер. Август 2021 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


О чем рассказал кувшин? Часть вторая
Нам знаки знаки подают

О чем рассказал кувшин? Часть вторая

От схематических рисунков на посуде люди быстро перешли к изображению человека и животных. Точнее — антропоморфных (то есть похожих на людей) и зооморфных (похожих на зверей и птиц) фигур. Мы помним, что для древних людей роспись на посуде — это знаковая система, условная картина мира. А значит, перед нами не просто человечки или зверюшки, а божества, могущественные духи, герои мифов.

Чернофигурный греческий кратер (сосуд для смешивания вина с водой). VI век до н. э.

Настоящей вершиной древней росписи по глине стала древнегреческая вазопись. Это уже была не система условных знаков, а настоящий текст, записанный рисунками.

Сначала греческие гончары делали чернофигурную посуду — фигуры людей рисовали чёрным лаком по красноватой поверхности глины. Затем стали делать наоборот: лаком заливали всю поверхность вазы, оставляя красными только фигуры и орнамент. Сюжеты рисунков поначалу брали из мифов, а потом стали изображать просто самих себя: как жители Афин отдыхают, упражняются в гимнастике или игре на музыкальных инструментах. Росписи на греческой посуде — это настоящая «машина времени», окно в мир эллинов, позволяющее увидеть во всех деталях их повседневную жизнь.

Краснофигурный килик (чаша для питья). V век до н. э.

Такую керамику охотно покупали вожди варварских племён, чьи владения окружали античный мир. Конечно, они не вникали в смысл рисунков на посуде — им просто нравились нарядные вазы с яркой аккуратной росписью. Для вождей сама эта посуда уже была знаком — знаком власти и богатства. Пользоваться привозной расписной посудой было почётно и престижно — и не только у варваров Древнего мира, а и много позже: например, у славянских и скандинавских племён эпохи викингов.

Расписной сосуд южноамериканской культуры наска

А теперь отправимся на другую сторону Земли, в Америку. Жители Нового Света сумели изобрести керамику самостоятельно и независимо от обитателей Евразии. Древние индейцы тоже освоили роспись по глине и начали рисовать на посуде сложнейшие узоры, целые сюжетные композиции. Конечно, изображали они в первую очередь мифы, объяснявшие устройство мира в представлении ацтеков, майя и других народов Центральной и Южной Америки. О мифах древних индейцев рассказывали не только рисунки, но и сама форма сосудов, которые часто делали в виде головы или целой фигуры какого-нибудь бога. Такая посуда (она, вероятно, использовалась в различных обрядах) хорошо известна в культуре мочика — древних жителей Перу.

Посуда индейцев майя. На поверхность чаши нанесён не только рисунок, но и особые иероглифы, поясняющие его

Греческие мифы мы хорошо знаем в виде текстов, поэтому понять рисунки на античных вазах нам несложно. А вот с легендами индейцев всё намного труднее. И всё же учёным удалось расшифровать некоторые сюжеты на посуде мочика. Для этого пришлось обратиться к сказкам, записанным у современных жителей Перу и бассейна Амазонки. Например, и там и там обнаружились могущественные герои — наполовину люди, наполовину ягуары. И росписи на древней посуде ожили и заговорили!

Ритуальный сосуд индейцев культуры мочика из Перу



Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА