Октябрь 2010 года
…
«ТАРАН» ЛЕТЧИКА БЛАГИНА
Самолет-гигант АНТ-20, «Максим Горький», проектировался в конструкторском бюро А. Н. Туполева. Постройка воздушного корабля шла быстро. К ней приступили 4 июля 1933 года, а в апреле следующего (девять месяцев спустя) самолет уже вывезли на аэродром, и 17 июня 1934 года летчик Михаил Громов совершил на нем первый пробный вылет.
ВОСЬМИМОТОРНЫЙ КОЛОСС
В то время это был самый большой сухопутный самолет (гидропланы бывали и покрупнее). Размеры его поражали. Он имел крылья размахом 63 метра и фюзеляж — длиной более 30 метров. Полетный вес восьмимоторного гиганта равнялся 42 тоннам. Скорость — 240 километров в час. Крыло в корневой части было таким толстым, что в нем свободно разместились каюты и служебные помещения. Но более всего удивляло оборудование самолета и комфорт. На его борту имелись просторный салон для пресс-конференций, радио- и киноустановки, типография, печатавшая бортовую газету и тысячи листовок, автоматическая телефонная станция внутренней связи. Для пассажиров — мягкие кресла и спальные места, ресторан. «Максим Горький» рассчитывался на перевозку 72 пассажиров — рекордного числа. Командиром корабля был назначен летчик-испытатель Николай Журов. Как ни странно, сдаточный полет решили совместить с «катанием» сотрудников конструкторского бюро Туполева и «ударников» завода, на котором строился воздушный гигант.
РОКОВОЙ МАНЕВР
Накануне полета летчик В. В. Рыбушкин и кинооператор Щекутьев получили задание сопровождать «Максима» на двухместном самолете и произвести киносъемку. А для того чтобы подчеркнуть гигантские размеры небывалого самолета, для контраста, для усиления впечатления рядом с ним должен был лететь истребитель Поликарпова И-5, ведомый Николаем Благиным, тоже пилотом-испытателем.
Было около часа дня, когда воздушный колосс, сделав в районе Москвы два больших круга на высоте 700 метров, возвращался к аэродрому. Благин летел справа от самолета-гиганта «Максима Горького». Самолет Рыбушкина — немного выше, в метрах пятидесяти от левого крыла гиганта.
«Смотрю, — рассказывал позже Рыбушкин, — Благин сделал правую "бочку" и отошел по инерции вправо от самолета». Затем истребитель перешел к другому крылу «Максима».
Рыбушкин свидетельствовал: «Благин прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать новую фигуру высшего пилотажа». Фигура у него не получилась. Истребитель потерял скорость и, описав большую дугу, врезался в правое крыло воздушного корабля.
ГИБЕЛЬ ГИГАНТА
Очевидно, удар пришелся по масляным бакам, так как из крыла вырвался клуб черного дыма. «Удар был чудовищной силы, — рассказывал Рыбушкин. — "Максим Горький" накренился вправо. Корабль пролетел по инерции еще 10-15 секунд, крен его все увеличивался, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, отлетела часть фюзеляжа с хвостом. Самолет, перевернувшись на спину, перешел в отвесное пикирование. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле».
Обломки самолета рухнули невдалеке от аэродрома. Части огромной машины падали на лес, сады, крыши домов…
На следующий день после этого страшного происшествия в газете «Правда» появилась статья под названием «Тяжелая потеря». В ней утверждалось, что причиной катастрофы явилась недисциплинированность летчика Благина, самовольно начавшего выполнять фигуры высшего пилотажа вблизи воздушного корабля. Сигнал был дан, и началось бичевание в печати «виновника трагедии».
«ВОЗДУШНЫЙ ХУЛИГАН»?
В ночь на 20 мая в Колонном зале Дома Союзов прошла церемония прощания с жертвами катастрофы. Потекла людская река, молча сменялся почетный караул, толпы людей стояли на улицах.
Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище. Процессия растянулась на добрый километр. Во главе колонны шли высшие партийные деятели, руководители города и разных организаций.
В стене были замурованы урны с прахом погибших, и среди них — урна Николая Благина. Его, «виновника трагедии», «воздушного хулигана», хоронили с теми же почестями, что и остальных погибших. И это не могло не показаться странным.
Но пора сказать и о нем самом. В 1935 году Николаю Павловичу Благину исполнилось 36 лет. Он родился в Петербурге в семье военного. В 1918 году Благин добровольцем вступил в Красную армию: мечтал стать авиатором. Мечта его сбылась, когда он окончил Московскую школу авиации, а затем и Высшую школу военных летчиков.
НЕ САМОВОЛЬНО, А ПО УКАЗАНИЮ
В начале 30-х годов Благин начал испытывать новейшие самолеты. Трагический случай в московском небе остановил этого талантливого человека в самом расцвете творческих сил.
К тому времени летный стаж Николая Благина насчитывал полтора десятка лет. Его не без основания признавали летчиком очень высокого класса. Так что же заставило его совершить роковой, смертельный маневр?
Официальная версия известна, как и официальная характеристика Благину: «индивидуалист», «гордец», «легкомысленный человек». Но никак не вяжутся с легкомыслием и ответственная испытательная работа, и огромный летный опыт, и упорный труд над важными изобретениями.
Все говорит за то (и многие историки теперь с этим согласны), что Благин выполнял пилотажные фигуры не самовольно, а по указанию высокого начальства для «оживления» кинохроники. Известный летчик М. А. Нюхтиков, ветеран ВВС и Герой Советского Союза, вспоминая то далекое время, писал: «Начальство, стоя ногами на земле, приказывало порой выполнять такое, что теперь даже самому с трудом верится».
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |