Архив журнала для детей Костер

Март 2004 года

Журнал Костер. Март 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Академия художеств журнала "Костер"

ПУТЬ К КРАСОТЕ

Рембрант. Портрет старика в красном Основной закон изобразительного искусства — это закон цельности. Он означает, что все детали в картине подчинены главному и неразрывно взаимосвязаны с ним. Цельность, общая согласованность всех частей произведения — это и есть гармония, красота. И художники всегда ищут свой путь к ее отображению. Для достижения цельности композиции картины всегда важен подбор деталей, необходимых для воплощения главной идеи художника.

Рассмотрим и сравним, например, два замечательных шедевра портретного искусства. Посмотрите на "Портрет старика в красном" великого голландского художника Рембрандта Ван Рейна. Таинственный теплый свет выхватывает из полумрака фигуру неизвестного нам старика. Нам не ясно, в каком помещении происходит действие и чем знаменит герой портрета. Подробности обстановки и детали одежды почти отсутствуют. Ничто не отвлекает зрителя от главного — морщинистого лица и тяжело сомкнутых, опущенных рук. Поэтому так притягивает взгляд внимательных печальных глаз, устремленный на нас. Темный, поглощающий фигуру мрак, и напряженно-красный цвет накидки старика вызывает неясное щемяще-тревожное чувство. Все в картине подчинено передаче ощущения глубокой тишины, окружающей одинокого старого человека. Не внешняя, а внутренняя духовная красота становится главным содержанием портрета. Художник, отказываясь от лишних деталей, создает удивительно лаконичный и цельный художественный образ.

В. Серов. Портрет графини ОрловойНо случается, что подробные детали становятся необходимы автору. Создавая "Портрет графини Орловой", замечательный русский художник Валентин Серов увидел неразрывную связь своей героини с окружающим ее миром вещей. Все предметы, наполняющие пространство картины, внимательно отобраны художником, словно дорогое обрамление для изображения экстравагантной хозяйки аристократического салона. Роскошная гостиная знатной дамы высшего света. На стенах в золотых рамах старинные полотна. Резной столик, на нем изысканная ваза. Лепной узор, украшающий светлые стены. Массивная темная шляпа и тяжелая меховая накидка подчеркивают изящество стройной, напряженно сидящей фигуры. На зрителя обращено утонченное, высокомерное лицо, немного отстраненный, капризный взгляд "самой элегантной женщины Петербурга". У Серова тщательно подобран и виртуозно изображен каждый предмет интерьера, каждая деталь наряда. Цельность в этом портрете достигается необходимостью каждой детали и взаимосвязанностью их изображения. Эти подробности не препятствуют, а помогают создать более глубокий и многообразный психологический портрет личности.

Добиться единства своего произведения помогают художникам знания законов и способов композиции, о которых мы и будем дальше говорить. Даже если вы не собираетесь становиться художником, эти знания пригодятся вам для лучшего восприятия изобразительного искусства. Ведь очень важно не только видеть то, что изображено на картине, но и сочувствовать, сопереживать художнику, понять его сокровенные мысли, воплощенные в красках.

Петр Лернер,
член Союза художников России

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»