Архив журнала для детей Костер

Август 2009 года

Журнал Костер. Август 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос Почему Ярослав — Мудрый?

Иван — Грозный, Петр — Великий, а Ярослав — Мудрый. Свое прозвище великий князь Киевский Ярослав Владимирович получил через пять веков после смерти: так назвали его московские летописцы XVI века, а позже — историк Николай Карамзин. Но почему из десятков древнерусских князей именно Ярослав удостоился столь почетного прозвища?

Чтобы составить мнение о первых князьях, и Карамзин, и московские летописцы XVI века обращались к «Повести временных лет». Заглянем и мы в древнейшую русскую летопись. И вот тут нас ждет неожиданность. Привычный своей мудростью Ярослав оказывается или вовсе без прозвища или с прозвищем далеко не лестным. Обычно «Повесть временных лет» называет нашего героя просто Ярославом, а однажды сообщает о противниках князя, называвших его «Хромцом», то есть хромым.

Стоит, однако, почитать список княжеских дел, как все, казалось бы, встает на свои места. Летописец стремится убедить читателя в высоком уме, благочестии и политической искусности Ярослава. Князю пришлось одолеть в борьбе за киевский престол коварного брата — Святополка Окаянного, по воле которого были убиты ни в чем не повинные братья Борис и Глеб, будущие первые русские святые. Сам же Ярослав, как гласит летопись, читал ночью и днем, «засеял книжными словами сердца верующих людей», основал библиотеку в Софийском соборе. Работали при ней переписчики и переводчики — целая академия по меркам XI века! Не забывал Ярослав и о просвещении простого народа: платил жалованье монахам за распространение знаний. Кроме того, князь прославился основанием великих соборов и в их числе знаменитой Софии Киевской.

Старинные книги

Получив из летописи все эти сведения, позднейшие составители русской истории просто не могли не заключить, что Ярослав — Мудрый. Но с XVI века много воды утекло. В распоряжении современных историков оказались и другие сведения о Ярославе. Появилась возможность проверить рассказ древнейшего летописца. Например, из рассказа скандинавского воина, «Эймундовой саги» следует, что убийц к Борису подослал сам Ярослав. Он же, по всей вероятности, «позаботился», чтобы «Окаянным» (братоубийцей) предстал в летописи ни в чем не повинный Святополк. Что касается строительной деятельности Ярослава, и здесь не обошлось без «приписок». «Повесть временных лет» утверждает: Софийский собор в Киеве основан в 1037 году Ярославом. А вот недавние изыскания археологов показали: строить Софию начали на 12 лет раньше, в 1015-м. Основателем величайшего древнерусского собора оказался не Ярослав, а его отец — Владимир, креститель Руси.

Итак, идеализировать Ярослава не стоит. Но не признавать за ним талантов тоже нельзя. Дипломатические успехи, обширное строительство, начала законодательства — все это достижения Ярослава Владимировича. Да, он хотел казаться лучше, чем был. Ярослав и его сыновья позаботились о том, чтобы в летопись попал «подправленный» вариант политической биографии князя. И вот тут мы сталкиваемся с некоторой неувязкой. Но об этом — в следующем номере журнала.




Рената Либина
Художник А. Пилюгина
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»