Архив журнала для детей Костер

Февраль 2002 года

Журнал Костер. Февраль 2002 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Необъяснимая загадка природы

Патефон

Почти триста лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Нужно было только покрутить ручку. Чаще всего звучала популярная тогда мелодия "Прелестная Катарина". По-французски "Шарман Катрин". От названия песенки произошло несколько названий инструмента. В Польше его называли катаринкой, на Украине — катеринкой, а в России — шарманкой. Но шарманка воспроизводила только одну мелодию. А вокруг — столько чудесных звуков! Как их записать и передать?

"Звук не исчезает бесследно. Его можно как-то сохранить", — предположил в 1589 году физик Порта. В 1807 году другому физику — Юнгу впервые удалось положить на закопченную бумагу след звучащего камертона. Прошло еще полвека — французский наборщик Скотт создает "звукоавтограф". Этот аппарат мог запечатлеть на чувствительном слое вращаемого валика "характер" любого звука. И вот, наконец, настал памятный 1877 год. Знаменитый американский изобретатель Т.Эдисон придумал прибор, который назвал "фонографом". Вот как он сам вспоминал об этом: "Однажды, когда я работал над улучшением телефона, я как-то запел над его диафрагмой (тоненькой стальной пластинкой), к которой была припаяна игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, что заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи — отчего бы пластинке не заговорить? Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрел бы фонографа!" Справедливости ради надо сказать, что принцип записи и воспроизведения звука почти на год раньше Эдисона открыл и описал французский поэт и ученый Шарль Кро. Однако пока запечатанный конверт с описанием палеофона (так назвал Кро свое изобретение) лежал в канцелярии Французской академии, практичный Эдисон оформил заявку на фонограф. Медлительность "бессмертных" (так во Франции называли членов академии) стоила стране приоритета в изобретении звукозаписи.

Декабрь 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее овечке. И через минуту помощники становятся свидетелями чуда — аппарат голосом изобретателя повторяет историю о Мэри! Поглядеть и послушать "говорящую машину", едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за "необъяснимую загадку природы". Но как же выглядел фонограф? Представьте толстый цилиндр с ручкой. Это валик фонографа. Его оборачивали фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик в это время вращали. Игла, прикрепленная к мембране, процарапывала на нем бороздку. Затем иглу переставляли к началу бороздки, снова крутили ручку — и голос звучал. На демонстрации прибора в Парижской Академии наук в марте 1878 года академик Буйо бросился на представителя Эдисона, схватил его за горло и прокричал: "Негодяй! Мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!" Выслушав объяснения физика, доказав шего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: "Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа!"

С помощью фонографа удавалось сделать одну-единственную запись, а это было не очень удобно. Поэтому фонограф является "прародителем" современного проигрывателя, а "отцом" проигрывателя следует считать граммофон. Спустя 11 лет после изобретения Эдисона его впервые продемонстрировал немецкий инженер Эмиль Берлинер, работавший в Америке. Новинка поначалу не вызвала интереса, а Эдисон заявил: "Это машина без будущего". Берлинер предложил записывать звук на цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, а затем с него делать копии-пластинки. Для слушания пластинок он изобрел прибор, который назвал "граммофон". Диск граммофона вращали вручную, игла с мембраной двигалась от центра пластинки к краю. Ременные передачи открытого механизма дополнял большой рупор. Можно было делать любое число копий-пластинок с оригинала записи. Граммофон имел огромный успех, хотя стоил очень и очень дорого. Выпускались граммофоны самых различных форм: этажерки, шкафчики, кувшины, вазы, бочки, сундуки, шкатулки-домики, шкатулки-автомобили и даже львы с открытой пастью-рупором. Стали выпускаться и триплофоны — трехзвучные граммофоны, имевшие три рупора, три мембраны и три диска. Но несмотря на разнообразие формы, звучание граммофонов оставляло желать лучшего. Делались постоянные попытки улучшить аппарат: только мембрана имела более 500 модификаций. Иглы использовались то алмазные, то бамбуковые, то с утолщением внизу, то с крутым изгибом и даже с пружинкой вокруг. Игла теперь перемещалась от края к центру.

В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускавшую совершенно необычайные граммофоны. Мембрана их располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, имевшему поистине гигантские размеры — полметра в диаметре. От этих аппаратов вскоре осталось одно название — патефон, перешедшее к аппаратам более совершенной конструкции. Они из поющей тумбы превратились в небольшой квадратный ящик, затем в портативный чемодан, вобравший в себя широкий раструб — рупор. Таким люди постарше и помнят патефон — младшую и самую распространенную модель граммофона Берлинера.

Сегодняшние стереосистемы удовлетворяют требованиям самых придирчивых меломанов. Но как знать, были бы они сейчас, не уколи Эдисон когда-то давно палец иголкой?

В.Богданов

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»