Архив журнала для детей Костер

Июль 2011 года

Журнал Костер. Июль 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Копилка заблуждений

Копилка заблуждений Ихневмон

ХВОСТАТЫЙ ЗМЕЕБОРЕЦ

В январском номере «Костра» мы спрашивали вас о том, кто такой ихневмон. Пришло время познакомиться с этой «загадкой природы».

Второе имя таинственного ихневмона — «фараонова мышь», а значит, искать этого зверька следует в Египте. С этой мохнатой крошкой, длина тела которой всего-то 20–30 сантиметров, связано много больших заблуждений. Среди них есть любопытные.

Редьярд Киплинг
  • Заблуждение первое. Название зверька «ихневмон» переводится с древнеегипетского как «сыщик». Египтяне считали, что этот отважный малыш — настоящий мастер по выслеживанию ядовитых змей, которыми он и питается. Ох, как же они заблуждались! Во-первых, сыщик этот предпочитает лопать насекомых и грызунов, а еще любит ягоды и фрукты. Во-вторых, специально он никаких змей не выслеживает. Правда, если встретится со змеей «нос к носу» — обязательно атакует противника и, как правило, побеждает.
  • Аристотель
  • Заблуждение второе. Автор его — великий Аристотель. Именно он описал, как ловко и бесстрашно ихневмон охотится на змей. Якобы разведчик-ихневмон сообщает стае, что он, дескать, выследил огромную змею. Тут вся стая собирается на берегу реки, исполняет ритуальные танцы и валяется в мокрой прибрежной глине. Валяется не просто так — глина на теле зверьков высыхает, образуя панцирь. Да такой крепкий, что его ни одна змея не прокусит! Вот тогда-то стая и пускается на охоту. Набросятся всеми ихневмонами на змею — и всё, дело сделано. Эта безобидная фантазия Аристотеля имела серьезные последствия. Когда на острова Карибского моря — Мартинику, Ямайку, Барбадос, кишевшие ядовитыми змеями, — специально высадили отряды ихневмонов-истребителей, то выяснилось, что… «стаями» они не охотятся, «панцирями» не пользуются, а главное — способны уничтожать только один вид змей — кобр, на остальных же ядовитых гадов древнеегипетские малыши просто не обращают внимания. Дело кончилось тем, что змей на островах меньше не стало, зато мелких животных и птиц, на которых охотились сами ихневмоны, заметно поубавилось.
  • Заблуждение третье. Все-таки, Аристотель кое в чем был прав. Во-первых, ихневмоны действительно замечательно общаются друг с другом — у них есть свой, весьма эмоциональный язык с разными «словами» и интонациями. Во-вторых, ихневмоны и правда умеют танцевать. Хотя ученые называют этот танец «бегом на месте». Увидев кобру, зверек распушает шерсть, да так, что становится похож на огромный шар. И вот из этого шара начинают взбрыкивать вверх в очень быстром темпе то задние, то передние лапы. Так и кажется, что ихневмон несется галопом, только он при этом стоит на месте! Если такой боевой танец не напугал врага, то тогда наступает черед битвы. И «мышь» съедает змею!

Ну, и последнее. Знаете, как зовут самого знаменитого ихневмона? Ему посвятил свою героическую сказку Редьярд Киплинг. Правильно — Рикки-Тикки-Тави. Ведь ихневмон — это мангуст. Вот и познакомились!

Мангуст



Художник Елена Эргардт   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»