Архив журнала для детей Костер

Июль 2011 года

Журнал Костер. Июль 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Академия художеств журнала КОСТЕР

Испания в сердце

М. Врубель. «Испания», 1894 г.
М. Врубель. «Испания», 1894 г.

Испанская культура сыграла огромную роль в развитии нашей отечественной культуры, затронув многие стороны русского общества и искусства. Испанская тематика нашла свое отражение и в живописи, в которой образ этой страны занимает особое место.

В. Суриков. «Севилья», 1910 г.
В. Суриков. «Севилья», 1910 г.

Дважды М. Врубель побывал за границей, но вызывающую у него особый интерес Испанию так никогда и не посетил. Тем не менее, в своем знаменитом панно «Испания» он с большой убедительностью передал эпизод, словно подсмотренный им в некой таверне. Мы не знаем, что связывает между собой изображенных людей, но чувствуем, что здесь существует узел человеческих отношений. У девушки, обращенной к зрителю, статная фигура, смуглое лицо в обрамлении сияющего платка, в руке роза, темно-лиловая мантилья небрежно брошена на стул. Она смотрит прямо перед собой. В ее взоре сдержанность и решительность. Панно, возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке».

В 1910 году великий русский художник В. Суриков совершил поездку по Испании (Мадрид, Толедо, Гренада, Севилья, Валенсия, Барселона). В акварелях, написанных в этот период, звучит экспрессия чистых тонов, контрастных противопоставлений звучных и сочных красок.

В поездке Сурикова сопровождал П. Кончаловский. Одной из ключевых его работ этого периода стала картина «Бой быков». «Первоначально я написал “Бой быков” совсем реально. Суриков считал эту вещь замечательной по жизненности передачи, а мне не нравилась она. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким его все видят, а похожим на примитив, на игрушку. Хотелось, чтобы он казался не то игрушкой, не то самим "дьяволом", как изображали его в Средние века в церковных притворах. Я всегда любил народное искусство».

П. Кончаловский. «Бой быков», 1910 г.
П. Кончаловский. «Бой быков», 1910г.
Е. Моисеенко. «Гренада», 1975 г.
Е. Моисеенко. «Гренада», 1975 г.

Е. Моисеенко написал серию картин, сделанных по впечатлениям от поездки через некоторое время. Ему запомнилась яркая экзотика старинной архитектуры, извилистые улочки городов, выжженные ярким солнцем. В пейзажах он стремится передать глубинный характер поразившей его страны.

Еще задолго до непосредственного знакомства с Испанией Г. Коржев задумал цикл картин на тему великого романа Сервантеса «Дон Кихот». «Образ этого бесстрашного борца за справедливость меня увлекал со студенческой скамьи, — говорит мастер. — Мне важно было понять, а затем и передать на холсте благородство, великодушие и готовность к подвигу во имя гуманных целей, которые присущи людям». Образ «странствующего рыцаря», воссозданный художником, важен уже тем, что он и сегодня способен вдохновлять людей на благородные поступки. Действовать по совести, бороться за человеческое достоинство, утверждая высокие нравственные идеалы — таков авторский замысел картин Г. Коржева о знаменитом испанском правдолюбце.

Г. Коржев. «Дон Кихот и Санчо Панса», 1985 г.
Г. Коржев. «Дон Кихот и Санчо Панса», 1985 г.
2011 - год Испании в России



Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»