Архив журнала для детей Костер

Февраль 2024 года

Журнал Костер. Февраль 2024 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Нам знаки знаки подают

Причёска как символ

Как мы себе представляем первобытных людей? Как правило, художники рисуют их в грубой одежде из шкур, с каменным топором в руке и обязательно с длинной нечёсаной шевелюрой. Между тем уже в глубочайшей древности человек старательно заботился о своих волосах. Костяные статуэтки женщин, созданные первобытными творцами, имеют настоящие причёски, выполненные со всеми подробностями!

Лондонские панки. 1970-е годы. Заседание судейской коллегии в Англии. Обязательная часть облика судьи в этой стране - парик

На протяжении тысячелетий люди самых разных стран, народов и культур уделяли причёскам огромное внимание. И дело вовсе не только в том, что причёска красива: это была ещё и знаковая система, которая сразу показывала встречному, с кем он имеет дело.

Для людей традиционных обществ всегда очень важно понимать, где свой, а где чужой. На решение этой задачи работали и костюм, и татуировка, и раскраска лица и тела, и, конечно, причёска. А внутри своего племени (или даже страны!) причёска обозначала положение человека в обществе. Например, у многих народов длинные волосы считались признаком свободного человека, а рабов или осуждённых преступников стригли коротко или даже брили наголо. Здесь работала и вера в магию волос: они считались вместилищем жизненной силы человека. Вот почему во многих традициях — и в русской тоже — у женщин было принято скрывать волосы под платками или покрывалами, чтобы избежать сглаза, вредного колдовства. Зато для языческих обрядов волосы, наоборот, распускали.

Индейские воины на рисунках Джорджа Кэтлина

Особая причёска может означать принадлежность к тому или иному сообществу людей: например, к воинской дружине. Греческий писатель Лев Диакон донёс до нас облик русского князя Святослава Игоревича, упомянув и необычную причёску — длинную прядь волос на обритой голове, «признак знатности рода». Похожим образом брили головы и воины индейских племён Северной Америки.

Причёска-знак может говорить: «Я такой же, как и вы», а может и наоборот. Если человек хочет как-то выделиться, подчеркнуть свою неповторимость, он делает это в том числе и с помощью причёски: «Я не такой, как все!» На этом принципе основаны образы молодёжных субкультур, в том числе знаменитых панков, появившихся в Англии в 1970-е годы. В современной городской цивилизации можно стричься и красить волосы как угодно — в этом её прелесть в сравнении с обществами, где правит жёсткая традиция. А если всё же есть какие-то правила (например, в армии), то они связаны больше с необходимостью, чем с магией или ритуалами.


Михаил Леванов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»