Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2023 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2023 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Учитель и ученик

Учитель и ученик

«Настоящий учительский талант…»

Что общего у художников Александра Бенуа и Константина Сомова с полярным исследователем, военным моряком Александром Варнеком, историком русской литературы академиком Дмитрием Лихачёвым и писателем Львом Успенским? Всех их объединяет школа, в которой они учились в разное время и о которой сохранили самые тёплые воспоминания, — школа Карла Мая. Эта знаменитое впоследствии петербургское учебное заведение открылось в 1856 году: сначала для детей из немецких семей, а потом для всех — без различия национальности, веры и сословия.

Учитель Карл Май и его ученики

Тогда было время экспериментов. Педагоги-практики — Константин Ушинский, великий хирург Николай Пирогов — создавали принципы новой школы, которая должна была воспитать «человека истинного»: мыслящего, неравнодушного, открытого для любого нового знания. На опыт и труды Ушинского и Пирогова опирался и Карл Иванович Май — первый директор нового заведения на Васильевском острове. В своей школе Май следовал принципу великого чешского педагога Яна Амоса Коменского: «Сначала любить, потом учить!». Символом школы через несколько лет после открытия стал майский жук, так же — майскими жуками — стали звать себя ученики.

Май строил школу как семью. На первом месте оказывался личный авторитет и пример преподавателя, а не механическое соблюдение каких-либо правил. Конечно, и в его школе правила и требования были, и притом серьёзные: ученикам нередко случалось оставаться в классе на второй год! Но, по воспоминаниям «майских жуков», заниматься в школе Мая было хотя трудно, но очень интересно. Учителя относились к детям с уважением и доверием, директор здоровался с учениками за руку. Учёба сопровождалась подвижными играми, театральными постановками, а летом ученики вместе с директором отправлялись в туристические походы. А высокие требования обеспечивали хорошие знания — из школы Мая вышло много учёных, художников, государственных деятелей.

Сам Карл Иванович тоже преподавал: он вёл уроки географии (а в начале работы школы — истории и арифметики), при этом старался приблизить знания к жизни. Ученики на его уроках рисовали карты и планы (начиная с плана школы), лепили из пластилина разные виды рельефа — словом, было интересно! Но главным достижением Мая стал коллектив школы — талантливые и неравнодушные учителя. Так что Лихачёв и Успенский, не заставшие в живых самого Мая, всё же смогли в полной мере оценить заложенные основателем традиции.

«Настоящий учительский талант!» — писал о Карле Ивановиче художник Александр Бенуа. А Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учившийся уже при другом директоре, говорил о школе так: «Я вспоминаю те несколько лет, которые провёл у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером — как много всё это значило для нас, мальчиков!»




Художник Юлия Лутошкина   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»