Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2007 года

Журнал Костер. Сентябрь 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Зеленые страницы

В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения великого натуралиста Карла Линнея. В чем значение Линнея для современной науки? Главное, это то, что он внес ПОРЯДОК в описание живой природы. До Линнея было известно множество растений и животных, все они имели свои названия, но далеко не всегда было ясно, что именно имеется в виду. Одно и то же растение могло называться по-разному у разных народов, да и у разных ученых. По мере развития науки, по мере проникновения путешественников в новые неизведанные области земного шара число новых, ранее неизвестных растений и животных росло и росло, и разобраться в этом все увеличивающемся разнообразии становилось все труднее. Вот тут-то и проявился талант Линнея — натуралиста, исследователя живой природы. Интересно, что первые признаки этого таланта появились очень рано, практически уже в младенческом возрасте.

Маленький ботаник

Карл Линней родился в 1707 году на юге Швеции в семье сельского священника. Вокруг своего дома отец Карла развел небольшой сад, в котором выращивал и декоративные, и луговые, и лесные растения. Маленький Калле, как его звали родители, с детства был окружен цветущими растениями, и ничто так не радовало его, как цветы. Они были лучшими и любимейшими игрушками. Даже успокоить его, когда он плакал или капризничал, можно было, только дав ему в руки цветок. Отец много рассказывал мальчику о растениях и выделил для него несколько грядок в своем саду, где Калле мог сам выращивать цветы и наблюдать за их развитием. Этим занятиям маленький Карл посвящал все свое время.

Ни домашний учитель, ни гимназия, куда отдали девятилетнего Карла родители, не могли отвлечь его от интереса к растениям. Линней получил от одноклассников прозвище «Маленький ботаник». Все это кончилось весьма печально — Карл Линней оказался по успеваемости одиннадцатым учеником в классе, в котором было 15 человек. Однако этот нерадивый ученик, благодаря своей необыкновенной наблюдательности, знал, где можно найти то или иное растение на всем тридцатимильном пути от школы до родного дома. Карл изучал ботанические сочинения, с трудом продираясь сквозь запутанность изложения, стараясь запомнить то, что казалось ему важным. Постепенно круг его интересов расширился, и он стал изучать сочинения с описаниями животных, особое внимание уделяя насекомым.

С трудом преодолел Линней курс средней школы. Кстати сказать, он всю жизнь жалел, что плохо усвоил основы школьной латыни. Научные труды в те времена писались на латинском языке, и Линнею часто приходилось прибегать к помощи переводчика для грамотного и вразумительного изложения своих мыслей в печати, хотя, надо заметить, читал он латинские тексты совершенно свободно.

Что делать дальше? Родители хотели, чтобы их старший сын, как и отец, стал священником. Но не лежала душа Карла к церковным премудростям, живая природа влекла его. Очень помог Линнею знакомый отца доктор Ротман. Он не только поддерживал интерес юноши к изучению природы, но и активно способствовал развитию этого интереса. Более того, он убедил отца Карла отправить юношу в университет изучать медицину. В то время естественнонаучные предметы изучались только на медицинском факультете.

Детство кончилось, Линней стал студентом Упсальского университета. Пройдет много лет, и Карл Линней напишет прославившие его имя труды, среди которых особое место займут такие, как «Философия ботаники» и «Система природы». Главная заслуга Линнея в том, что он внес строгий порядок в описание живых организмов, и порядок этот сохраняется до сих пор. Линней разбил все многообразие известных к тому времени живых организмов на 2 царства — растений и животных, а каждое царство разделил на классы, которые, в свою очередь, делились на отряды и роды. Каждый вид растения или животного получил двойное латинское название, первое слово в названии означало род, второй — вид. Система Линнея очень облегчила определение живых существ, исчезла путаница в названиях, новые виды, которые обнаруживали в природе зоологи и ботаники, легко находили свое место. А в основу системы растений Линней положил строение цветка. Круг замкнулся — детское увлечение цветами привело к важнейшему открытию — созданию системы природы.




С. Я. Цалолихин
доктор биологических наук
Художник Татьяна Капустина
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»