Сентябрь 2004 года

Журнал Костер. Сентябрь 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Секреты перспективы

Роспись. Древний Египет

Мы знаем — мир вокруг нас имеет три измерения — высоту, ширину и глубину. Рисунок, изобразительная плоскость, на которой работает художник — обладает только двумя измерениям (длиной и высотой). Поэтому впечатление глубины на картинах, это, конечно, некая условность, определенный обман зрения. Прошло немало времени, пока художники научились передавать ощущение пространства. Но самое главное то, что изображение пространства неразрывно связано с мировоззрением художника, с его представлением о задачах и целях искусства.

В росписях и рельефах Древнего Египта изображение было плоскостным, словно на стену спроецирован контур фигур. Такая перспектива называется проекционной. Изображение почти не имеет глубины пространства. Правда, одни фигуры могут быть меньше других. Но это не значит, что одна ближе другой, так обозначалась разница в освященном религией общественном положении людей. Каждое отдельное изображение уподобляется слову и прочитывается одно за другим, фигуры распластаны, как на книжной странице. Только вместо страниц — длинные горизонтальные пояса, идущие по стенам и заполненные множеством фигур и предметов.

Икона, Псковская школа

Живописцы в Средневековой Руси создавали иконы не просто как изображение, а как часть религиозного обряда. Поэтому возникает пространство не зримого, а духовного мира. Появилась так называемая обратная перспектива. Параллельные линии, удаляясь, расходятся. Более дальние фигуры могут быть крупнее ближних. Сюжет может совмещать действие на земле и небе, объединяя разные моменты времени. Фигуры и предметы имеют слабовыраженный объем.

Антонелло Мессина, Св. Себастьян

В эпоху Возрождения в Италии возник острый интерес к окружающему миру. Леонардо да Винчи считал, что: "Зрение — высшая форма разума", следовательно, "художник — ученик опыта". Изображение природы стало средством ее познания, а картина — иллюзией некоего окна в реальный мир. Художники разработали научный метод передачи реально воспринимаемого пространства — прямую линейную перспективу. Основное правило — при удалении в глубину пространства размер всех предметов зрительно уменьшается. Уходящие параллельные линии сходятся в одной точке на условной линии горизонта (вспомните сбегающиеся вдаль железнодорожные столбы и рельсы).

Позднее художники открыли влияние окружающей среды на предметы. Пространство картины "наполнилось" воздухом, возникла так называемая воздушная перспектива. Художники стали смягчать контуры отдаленных предметов, рисовать их менее подробно. Яркие краски предметов ближнего плана при удалении изменяются на более спокойные цвета.

Рассчитанная на создание "эффекта присутствия" перспектива, созданная мастерами Возрождения, предполагала развитие метода рисования с натуры, поэтому она стала основой для всего будущего реалистического искусства.

Но случается, что для усиления выразительности картины художники, особенно в современном искусстве, осознанно нарушают строгую геометрию перспективы. Ведь, как мы уже понимаем, перспектива — не самоцель, а одно из сильнейших выразительных средств художественного языка.

Петр Лернер,
член Союза художников России

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА