Май-июнь 2004 года

Журнал Костер. Май-июнь 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Граница взгляда Академия художеств журнала Костер

Вы, наверное, замечали, бывая на выставках или рассматривая в альбоме репродукции, что картины имеют различную форму. Конечно, это далеко не случайно. И если картина — окно в мир, то форма этого окна непременно подчинена воле художника.

В живописи все начинается с подготовки листа или холста, на котором художник собирается рисовать. Возьмем и мы лист бумаги. С этого момента обычная бумага превращается в изобразительную плоскость, обладающую особыми удивительными свойствами.

Различные соотношения высоты и ширины сторон картины в живописи называются форматом. Самый распространенный формат, конечно, прямоугольник. Но может быть и квадрат, и круг (называемый "тондо"), и овал. У каждого из этих форматов есть свой определенный характер и выразительные особенности. Ведь движение нашего взгляда по изобразительной плоскости не случайно, а подчинено определенным закономерностям. И художники учитывают и используют особенности этих форматов для большей выразительности произведения.

И. Грабарь. Февральская лазурь

А теперь попробуйте представить свой будущий рисунок. Подумайте, существенна ли разница — вертикально или горизонтально вы закрепите бумагу на планшете? Предположим, что вы решили нарисовать группу высоких деревьев. Конечно, вы выберете вертикальный формат. Края вытянутых боковых сторон, сжав изображение, словно подчеркнут устремленность деревьев вверх, усилят ощущение их высоты. Вертикальный формат придаст картине торжественное и праздничное настроение. А вот для изображения панорамы речного берега вы возьмете, конечно, горизонтальный, и даже немного вытянутый формат. Теперь наш глаз скользит вдоль листа, мы следим за протяженной береговой линией, за изгибами реки. Этот формат располагает скорее к подробному повествованию, к спокойной созерцательности.

Посмотрите, как замечательно используют художественные возможности разных форматов выдающиеся русские художники. Мотив пейзажа И. Грабаря "Февральская лазурь" предельно прост. Группа берез, освещенная ярким солнцем. Художник не случайно выбрал вертикальный формат, он вспоминал: "Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, — я обомлел от зрелища фантастической красоты: какие перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенные в вышине голубой эмалью неба". Главным в картине становится впечатление от устремленности к небу белых стволов и длинных заиндевелых ветвей. Возникает художественный образ — непреклонное, энергичное и радостное стремление ввысь. Изображение подобно серебристому взлету красок, светлому салюту жизни.

И. Левитан. Золотая осень

Теперь посмотрите на пейзаж, нарисованный И. Левитаном, — "Золотая осень". Благодаря горизонтальному формату картины у нас рождается совсем другое настроение. Изображен милый, словно давно знакомый уголок, скромный, внешне ничем не примечательный вид. Наш взгляд неторопливо движется вдоль картины. Мы как будто с холма любуемся открывающейся ширью осенних полей, далеким лесом, просторами родной земли. Боковые края картины ограничивают, но не стесняют наше воображение. Рождается светлое лирическое настроение, и по словам поэта: "А если я всмотрюсь, то разгляжу людские судьбы — в елях, в реках, в звездах".

В своих картинах художники стремятся сказать языком искусства об очень сокровенном, передать нам свои ощущения, вызвать ответные чувства. Поэтому формат — это первое, что определяет художник, задумывая композицию будущей картины.

Петр Лернер,
член Союза художников России

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА