Архив журнала для детей Костер

Январь 2004 года

Журнал Костер. Январь 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Академия художеств журнала «Костер» Академия художеств журнала Костер
Академия художеств журнала "Костер"

Разговор без слов

Натюрморт Поля Сезанна

Всех, кто любит рисовать, кто мечтает раскрыть некоторые секреты таинственного и прекрасного мира изобразительного искусства, кто хочет не скучать в музеях — всех приглашает новая рубрика "Академия художеств журнала "Костер".

Художник рисует... Он весь во власти своей фантазии, которую ничто не ограничивает. Это так и не так. Так, потому что творчество прекрасно именно своей свободой. И не совсем так, потому что художник говорит с нами на особом языке, у которого есть свои законы. Он разговаривает с нами не предложениями, а зрительными образами. Вместо слов здесь — предметы и фигуры, их форма, цвет, их расположение на рисунке.

Законы расположения предметов и их взаимосвязь в картине изучает предмет "композиция". В переводе с латинского это слово обозначает "соединение", "составление". То есть объединение предметов вместе особым способом и с определенной художественной целью. Законы композиции едины и для изображения природы (пейзаж), и предметов (натюрморт) с натуры, и для рисунка "по воображению" ("из головы"), для черно-белых и для цветных изображений.

В отличие от фотоаппарата, фиксирующего все, что попадает в объектив, наше зрительное восприятие избирательно. Из всего видимого пространства мы выбираем то, что нас поразило, привлекло, то, что хочется воспроизвести, и этим передать свои ощущения другим. Вглядываясь, мы выделяем главное, не отвлекая внимание на случайные детали. И в этом уже первое проявление нашего творчества. Этот первый шаг к будущему изображению можно обозначить как замысел. А дальше начинается то, что художники называют компоновкой изображения. О чем прежде всего должен думать художник, начиная работу? Конечно, о цельности своего будущего произведения.

Проведем эксперимент. Высыпем на стол несколько яблок, поставим сзади кувшин, положим небольшой кусок материи (художники называют это драпировкой). Отойдем на шаг и посмотрим на поставленный нами натюрморт. Вроде, получилось неплохо. Но можно передвинуть одно из яблок. Или заменить кувшин — выбрать поменьше и другого цвета. Наша комбинация предметов еще достаточно случайна. Можно еще что-то изменить, что-то убрать, что-то добавить. А теперь посмотрим на натюрморт французского художника Поля Сезанна. Ограниченное рамой пространство картины уже живет собственной жизнью. Всмотритесь: все предметы находятся в неразрывной связи друг с другом. Прикройте один из нарисованных фруктов. Чувствуете: возникла неприятная пустота? То же и с кувшином. Если он станет хоть на чуточку побольше, то сразу начнет "подпирать" верхний край картины. Если поменьше — захочется опустить раму. Даже складки драпировки нельзя изменить — сразу нарушится ритм картины. Вроде бы беспорядочно раскиданные предметы образуют единое целое. Фрукты сгруппированы в определенном порядке. Наклон линии стола уравновешивается массой белого кувшина. Округлым формам тарелки, вазы и кувшина противопоставлены резкие угловатые линии светлых драпировок. Каждый предмет находит свой отзвук в другом предмете. Светлый центр драматически обрамлен темным фоном. В картине все подчинено непреклонной воле художника. Внимательно изучая окружающий мир природы, Сезанн открывает нам красоту в сопоставлении ясных, простых форм, создавая свой, цельный образ окружающего мира по законам искусства.

Петр Лернер,
член Союза художников России



Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»