На главную Rambler's Top100
ФЕВРАЛЬ 2012 г.
ФЕВРАЛЬ 2012 года

Герои неземных стихий

Герои неземных стихий «Параболы» Черановского

Всем привычны самолеты с крыльями, фюзеляжем и хвостовым оперением. Но если рассудить: подъемную силу создает только крыло. Все остальное нужно лишь для того, чтобы разместить на самолете людей и грузы. Так, может быть, стоит отказаться от «лишних» частей, оставить одно крыло и в нем все разместить? Машина станет легче и более скоростной.

Авиаконструктор Борис Иванович Черановский

АВИАКОНСТРУКТОР-ХУДОЖНИК

Первые успешно летавшие бесхвостые самолеты появились в Англии. Затем подобные машины были построены во Франции и Америке. На одной из бесхвосток французский летчик Феликс в 1913 году перелетел из Англии во Францию. Для демонстрации устойчивости необыкновенной машины он однажды оставил управление, выбрался из кабины летящего самолета и… прошелся по его крылу.

В нашей стране первым бесхвостыми самолетами занялся авиаконструктор Борис Иванович Черановский. По профессии он был художником и скульптором, но в 20-е годы прошлого века увлекся авиацией и создал много самолетов, один удивительнее другого.

«Полблина», планер «БИЧ-2» в воздухе

В конце лета 1924 года в Крыму состоялись Всесоюзные планерные испытания, или, по-другому, Всесоюзный слет планеристов. Под щедрым крымским солнцем на склоне горы Узун-Сырт, близ знаменитого поселка Коктебеля, выстроились планеры, доставленные сюда из разных городов. Каждый аппарат чем-то отличался от других, иногда резко. Но самым оригинальным был, несомненно, планер Черановского.

В ВОЗДУХЕ «ПОЛБЛИНА»

Он состоял только из крыла, причем крыла диковинного, похожего на половину диска. Говоря точнее, передняя кромка его очерчивалась по кривой, называемой в математике параболой. Это давало возможность сделать крыло толстым и целиком «упрятать» в нем пилота (снаружи оставалась лишь голова). Черановский так и назвал свой планер «Параболой». Но планеристы быстро окрестили его за форму иначе — «полблина». Планер был не только бесхвосткой, но и первым в мире действительно летающим крылом, поскольку все в нем размещалось внутри, как в фюзеляже обычного планера. Крыло заменяло собой фюзеляж.

Испытывал «Параболу» (она имела еще и другое обозначение — «БИЧ-2» — по первым буквам имени, отчества и фамилии конструктора) летчик Борис Кудрин. Он совершил тогда в Крыму на крыле Черановского двадцать семь успешных полетов. Одним словом, «первый блин» комом не вышел. Черановский убедился, что можно идти дальше, строить уже не планер, а настоящий самолет, летающее крыло с мотором.

Самолет-крыло Черановского «БИЧ-3» на взлете
Крыло его также имело форму «полблина». На его задней, ровной, кромке находились рули. Самолет имел единственное колесо. Поэтому на земле «БИЧ-3» стоял, накренившись набок, опираясь крылом на специальный костылек.

СТРОПТИВЫЙ САМОЛЕТ

«Через два года, — вспоминал Кудрин, — Борис Иванович снова обратился ко мне. На этот раз с предложением испытать его первый самолет — “параболу” “БИЧ-3”».

При первой же попытке взлететь самолет резко развернулся, словно ножка циркуля, вокруг опорного костылька. И это повторялось затем из раза в раз. Подниматься в воздух крыло не хотело.

Как же взлетать? Неужели прекращать испытания? «В нашем представлении конструкция огромного бесхвостого самолета-крыла являлась самой совершенной, — вспоминал летчик-испытатель. — Наша фантазия рисовала тысячи таких самолетов, бороздящих небо в недалеком будущем. Нет, отказываться невозможно!»

Испытания продолжались, и в конце концов самолет был укрощен. «Позже я много раз поднимался в воздух на этом летающем крыле», — рассказывал Кудрин.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 — гигантская бесхвостка

БОМБАРДИРОВЩИК-КРЫЛО

Трудно давался новый тип самолета, немало приходилось поработать конструктору, а летчикам не раз рисковать в испытательных полетах. Особенно это проявилось при создании следующего летающего крыла, самолета «БИЧ-14». Он был двухмоторным, пятиместным и задуман как бомбардировщик-крыло.

Шел 1937 год, когда «БИЧ-14» был поднят в воздух опытным летчиком-испытателем Петром Стефановским. Полет едва не закончился катастрофой.

Самолет оказался неустойчивым в полете и трудно управляемым. Разочарованный Стефановский решительно заявил: «Зря возимся. Толку не будет!» Летчик вспоминал: «Безропотность конструктора как рукой сняло. Заспорил невероятно и в заключение прибег к излюбленному приему: виноват Стефановский, он — консерватор, боится нового, на старье куда спокойнее летать. Под “спокойнее” явно подразумевалось “безопаснее”. Взорвался и я». Испытания были прекращены, и невиданный еще бомбардировщик-крыло остался неосуществленной мечтой Бориса Ивановича.

Четырехмоторный самолет-крыло весом в 100 тонн и размахом более 50 метров

БЕСХВОСТЫЙ РАКЕТОПЛАН

Сергей Павлович Королев — будущий Главный конструктор космических кораблей, а тогда делавший свои первые шаги в ракетной технике, решил превратить планер «БИЧ-11» в ракетоплан. В крыле можно было удобно разместить топливные баки и ракетный двигатель. Его огненная струя не угрожала бы хвостовому оперению, поскольку последнего просто не имелось.

Но ракетные двигатели работали тогда еще очень ненадежно. По этой причине так и не удалось переделать летающее крыло в ракетоплан.

Перед войной Черановский еще успел построить гоночный бесхвостый самолет «БИЧ-21». Он развил скорость более 300 километров в час, что для того времени было немало. Наверное, мог бы и больше, но вскоре началась война, и стало не до рекордов.

Не все самолеты Черановского вышли удачными. Но идея оказалась верной. Доказательством служат нынешние скоростные самолеты. Многие из них созданы именно как бесхвостки, а некоторые — и в виде летающих крыльев.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2017