Архив журнала для детей Костер

Февраль 2012 года

Журнал Костер. Февраль 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис...
Над рампою прима взлетает легко...

Есть театр, где артисты общаются со зрителем с помощью… танцев. Но что такое танец? Это выраженные в движениях наше настроение, чувства.

Корни танца — в древних ритуалах. В танце древние народы выражали благоговение перед силами природы или перед богами; в танце изображались сцены охоты, выражалось отношение к кому-то. Есть танцы быстрые, зажигательные; есть лирические, неторопливые; есть легкие, есть шутливые, пародийные. Танец может выразить много разных чувств. И сами по себе танцы очень красивы.

Древний танцор

По латыни «бал» значит «танец». Отсюда итальянское слово «балетто», французское «балет». В Италии балетом с XV века стали называть целые танцевальные сцены, например — после ужина во дворце или в конце театрального представления. Сложилась традиция (в Италии, во Франции) заканчивать балетом драматические спектакли и оперы.

В XVII веке появились балеты-маскарады, где балет перемежался с декламацией и оперными ариями. Родился жанр комедии-балета, где речь и танец были на равных правах. Такие комедии-балеты писал, например, Мольер (1650-е годы). Был жанр лирической трагедии с балетом — их немало создал композитор Люлли, современник Мольера.

Придворный кавалер

Искусству танца стали уделять особое внимание, появлялись танцевальные школы, а в 1661 году в Париже была открыта первая в мире Академия танца. Наконец деятели театра задумались — если танец может выражать столько разнородных чувств, то нельзя ли из танцев составить целый спектакль с сугубо «танцевальным» сюжетом? Так балет превратился в самостоятельный вид искусства.

Балетный сюжет, как и оперный, назывался либретто, его создавали литераторы-либреттисты. Не менее важны были, конечно, композиторы, ибо какой танец без музыки? Но главным в балете был балетмейстер (с немецкого — «мастер танца»), он придумывал весь спектакль. Уже в XVIII веке были знаменитые, великие балетмейстеры, такие как Анджолини в Италии, Новер, Дидло и Петипа во Франции. Дидло вы можете помнить по «Евгению Онегину» Пушкина, а Петипа прославился постановкой балетов Чайковского («Спящая красавица», «Щелкунчик»). Оба этих французских балетмейстера XIX века большую часть жизни работали в России, в Петербурге.

В России балет получил признание в конце XVIII века и очень быстро стал любимым театральным жанром. Считалось хорошим тоном непременно хоть раз в неделю «побывать в балете». Пушкин, Грибоедов, Вяземский, Дельвиг восторгались замечательными русскими танцовщиками того времени — Истоминой, Семеновой, Колосовой, Глушковским. Как и иностранными гастролерами, например, знаменитыми итальянскими танцовщицами Тальони, Гризи.

Долгое время балетмейстер считался главным автором балета — музыку часто просто подбирали. Но в XIX веке все большую роль стал играть композитор. Специально для балетов писали музыку Адан, Пуни, Кавос и еще многие — и музыку чудесную. Знаменитые в XIX веке балеты «Корсар», «Баядерка», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот» знамениты и сейчас.

(Продолжение. Начало см. в «Костре» № 1, 3, 5–6, 7, 9, 11–12, 2011)




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»