Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2014 года

Журнал Костер. Октябрь 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос

Рубрика Вот в чем вопрос



БОГИНЯМ ЛЕГКО ЛЬ НА ЗЕМЛЕ?


ЗАЧЕМ похищали ВЕНЕРУ?


После воцарения христианства языческих богов свергли с пьедесталов: бронзовые статуи — переплавляли, мраморные — разбивали, и часто они шли на изготовление извести. Много античной скульптуры оказалось погребенной в земле, потому что она никому не была нужна. Прошли тысячелетия, прежде чем Европа вспомнила об античной культуре и занялась ее изучением. Стало модным и престижным украсить дворец или музей греческими и римскими статуями, а потому их добывали и переправляли в разные страны, пока не появился закон, запрещавший увозить их из родных мест.

Двум Венерам — Венере Милосской и Венере Таврической, богиням любви, в XIX веке довелось испытать необычайные приключения, пока они не заняли свои места в музейных залах Лувра и Эрмитажа. Эти скульптуры поражают гармоничной, возвышенной красотой. Если же вам покажется, что красота эта холодна и бесстрастна, вспомните, что у себя дома Венеры были иными. Художники раскрашивали их, тонировали. Легкими прикосновениями втирали они в скульптуру растопленные восковые краски, согревавшие и оживлявшие мраморную белизну.

В апреле 1820 года, на греческом острове Милос (теперь — Мелос) в Эгейском море, молодые офицеры французского флота Вуатье и Дюмон-Дюрвиль (впоследствии он стал знаменитым мореплавателем и ученым) увидели статую Венеры, которую нашел крестьянин, пахавший свое поле. Статуя была не просто хороша, это был шедевр, и офицеры загорелись мыслью приобрести Венеру для Франции. Они взяли с крестьянина слово, что тот никому не продаст скульптуру, оставили в задаток все свои деньги и отправились в Константинополь, к французскому послу, чтобы договориться о покупке статуи, которая станет гордостью Лувра. Но пока этот вопрос решался, о Венере стало известно англичанам, голландцам и туркам, и они захотели заполучить скульптуру. Турки опередили всех, ведь Греция в ту пору была под их властью.

Когда французская «Эстафета» подходила к гавани Милоса, чтобы забрать древнюю статую, там уже стоял турецкий корабль, и к нему спешили люди — они тащили на носилках статую. Французы оценили обстановку и решили отстоять Венеру во что бы то ни стало. «Эстафета» направила пушки на турецкий корабль, а вооруженные матросы высадились на берег и силой завладели статуей, однако в пылу борьбы не уберегли ее, раскололи надвое. Говорят, и руки ее тогда же были отбиты и утеряны, потому что французы в большой спешке улепетывали на корабль и снимались с якоря.

В мае 1821 года Венера, получившая по месту находки название Милосской, заняла свое место в Лувре. И снова ей поклонялись, как тысячи лет назад, но уже не богине, а совершенному созданию человеческих рук и таланта, удивлялись гармонии полуобнаженного тела и называли эталоном женской красоты. Многие заказывали копии Венеры Милосской, чтобы украсить свои дома. Статуя вызвала такой ажиотаж во всем мире, что случались поистине курьезные ситуации. Но об этом — в следующий раз.


Венера Милосская



Елена Матвеева
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»