Архив журнала для детей Костер

Январь 2007 года

Журнал Костер. Январь 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий Петля Нестерова

ПОЛЕТЫ «БЛИНЧИКОМ»

На заре авиации большинство авиаторов летало «блинчиком», «тарелочкой», ровненько. Строго-настрого запрещалось при поворотах накренять самолет. «Бойтесь кренов!» — учили молодых пилотов инструкторы тогдашних авиационных школ.

У военного летчика Петра Николаевича Нестерова такие советы вызывали возмущение и протест. «Посмотрите на птиц, — говорил он своим товарищам-летчикам, — разве они так летают? Делая поворот, птица непременно накренится, повернется боком к земле: одно крыло — вверх, другое — вниз».

Сам он летал иначе. При виражах смело наклонял машину. Авиаторы, видевшие его полеты, только ахали от изумления, а командир отряда нет-нет да и предупредит строго: «Поосторожней надо бы, поручик, а то и до беды недалеко».

«Как они не понимают? — удивлялся Нестеров. — Ведь если правильно управлять машиной, воздух будет удерживать ее в любом положении». Петр Николаевич вспоминал: «Я много спорил об этом с опытными летчиками, но все мои доказательства оставались без внимания. А порой приходилось выслушивать даже насмешки».

ЦИРКОВОЙ НОМЕР

В цирке он видел номер, называвшийся «мертвой петлей». Артист стремительно съезжал на велосипеде по наклонной дорожке. Затем она круто шла вверх, сворачивалась в огромную спираль. Артист мчался по спирали. В какой-то момент он оказывался вниз головой, но не падал. При быстром движении возникала сила, которая удерживала его от падения.

Нестеров был уверен, что на самолете, в воздухе, тоже можно выполнить такую же «мертвую петлю». Об этом ему говорил весь его опыт летчика, подтверждали и расчеты.

«Но для чего нам нужен этот цирковой трюк?» — спрашивали летчики. Кое-кто из них начал поговаривать, что Нестеров просто хочет прославиться, выделиться. В рукописном журнале авиаторов даже появилась стихотворная загадка под названием «Кто он?». В ней предлагалось разгадать имя того «полупризнанного героя», который бредит «мертвой петлей».

Петр Николаевич ответил тоже стихами, обращением к авиаторам:

Не мир я жажду удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора.

«МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ»

Нестеров считал, что военный летчик должен владеть самолетом так, как гимнаст владеет своим телом. «Воздушные бои будут схожи с нападениями ястребов на ворон. А кто из нас захочет быть вороной?» — спрашивал он авиаторов.

Он служил под Киевом, летая на «Ньюпоре», распространенном тогда военном самолете. Здесь он и осуществил 9 сентября 1913 года давно задуманный план. Позже Петр Николаевич писал: «О своем опыте я никого не предупреждал, хотя все знали, что я вообще собираюсь его сделать».

Теплый день клонился к вечеру, когда Нестеров сел в свой «Ньюпор», привязался к сиденью, опробовал мотор и пошел на взлет. На высоте километра закрыл бензин и направил машину в пике.

Все, кто находился в ту минуту на аэродроме, с волнением смотрели в небо. А Нестеров, набрав скорость, включил мотор и повел самолет вверх, положил его «на спину». Потом — опять вниз. И, наконец, снова — в горизонтальный полет. Самолет описал в воздухе круг, петлю. Все это заняло не более десяти секунд. Нестеров выровнял машину и красивой змейкой спланировал на аэродром, к ангарам.

ПОБЛАГОДАРИТЬ И АРЕСТОВАТЬ

Что тут началось! Поздравления, объятия, восторженные возгласы. Здесь же, на аэродроме, летчики написали телеграмму в Петербурге первой в истории авиации «мертвой петле», выполненной поручиком Нестеровым.

Но, как ни удивительно, в столице отнеслись к поступку поручика неодобрительно. Например, один генерал прямо заявил, что «мертвая петля» чистейший акробатизм. «Мне лично кажется справедливым, — сказал этот горе-генерал, — если Нестерова, поблагодарив за смелость, посадят на 30 суток ареста».

Однако это продолжалось недолго. Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова.

В мае 1914 года Нестеров совершил выдающийся перелет из Киева в Петербург. Он пролетел расстояние в 1200 километров за 8 летных часов! Это было незадолго до начала Первой мировой войны. А когда она началась, Петр Николаевич во главе авиационного отряда отправился на фронт.

ЦЕНОЮ ЖИЗНИ

Вместе с другими русскими летчиками он совершал смелые разведывательные рейды в тыл австрийцев. Конечно, разведку вели и австрийские самолеты. Особенно досаждал нашим войскам самолет «Альбатрос», которым управлял лейтенант барон Розенталь. С земли сбить его никак не удавалось.

Нестеров решил во что бы то ни стало уничтожить самолет барона. И вот 8 сентября, когда «Альбатрос» снова появился над расположением русских войск, Нестеров поднялся в воздух.

Его легкий «Моран» быстро нагнал более тяжелую машину австрийца. Нестеров сделал над «Альбатросом» круг, пытаясь принудить его к посадке. Но тот стал поспешно уходить на запад. И тогда Нестеров, зайдя сзади, ударил его своим самолетом.

Поврежденный «Альбатрос» повалился набок, перевернулся и беспорядочно полетел к земле. Падать начал и «Моран». От удара у него отвалился мотор. Нестеров еще в воздухе был выброшен из поврежденного самолета. Он упал шагах в двадцати от обломков своей машины.

Оказалось, что в австрийском самолете, найденном в болоте, находился не только барон Розенталь, но еще и наблюдатель, унтер-офицер. Разумеется, оба они погибли.

Петр Нестеров совершил первый в мире воздушный таран. На том месте, где погиб бесстрашный русский летчик, был сооружен обелиск. А «мертвую петлю» позже переименовали в «петлю Нестерова».




Геннадий Черненко


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»