Детский журнал Костер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Далее

Дворец Белосельских-Белозерских
"Полнощных стран краса и диво..."

"У МОСТА, ГДЕ КОНИ КЛОДТА..."

У Аничкова моста на Невском проспекте, где петербуржцы и гости нашего города любуются бронзовыми конями Клодта, возвышается дворец Белосельских-Белозерских. К середине XIX века главная перспектива города уже была застроена. И неподалеку от моста нашли свое постоянное место жительства три красивейших дворца: Аничков, Шуваловский и Шереметевский. Зодчему предстояло "вписаться" в классический архитектурный ансамбль.

Когда-то здесь была загородная усадьба, которую в конце XVIII века покупает князь А. М. Белосельский-Белозерский. Со временем его семья решает перестроить дом, и А. И. Штакеншнейдер — мастер широко эрудированный, знающий архитектуру разных эпох, возводит дворец в стиле барокко.

Особенно великолепно он смотрится с середины Аничкова моста. Кажется, нарядный малиновый дворец, богато декорированный рустовкой и полуфигурами атлантов, украшенный колоннами и пилястрами, "выплывает" на простор Невского проспекта.

Внутреннее убранство дворца не уступало внешнему виду. Роскошная лестница напоминала Посольскую в Зимнем дворце. Мраморные камины, бронзовые люстры, наборный паркет и... удивительные зеркала! Они покрыты тонким слоем серебра, и в них люди кажутся словно моложе своих лет, как будто волшебные зеркала дарят им вечную весну.

Хозяевами дворца были князья Белосельские-Белозерские, ведущие свое начало от первых Киевских князей. Каждый из представителей этой династии по мере сил старался служить на пользу Руси и девизом Белосельских-Белозерских были слова: "Долг воина — отвага".

В конце XIX века хозяином дворца был Эспер Александрович Белосельский-Белозерский. Его жена, обер-гофмейстерина при дворе императрицы, беседовала с женщинами, которые хотели попасть на прием к государыне, и устраивала им встречу. А у себя во дворце княгиня давала великолепные балы. На них любил приезжать сам император Александр III. Мария Федоровна — супруга императора готова была танцевать до утра. Чтобы пораньше уехать домой, Александр III, который во время бала играл в вист или вел непринужденную беседу, просил своего адъютанта, под разными предлогами, вызывать музыкантов из оркестра. Когда оставался всего один музыкант, — он вставал со своего места и, кланяясь, разводил руками, показывая, что ничего не в силах сыграть, — император подходил к супруге и удалялся с бала.

На балах нередко завязывались знакомства с "нужными людьми", с их помощью часто делалась карьера. Но главное, конечно, на таких балах были танцы. Танцевать во дворце было легко: анфилада больших, светлых залов открывалась перед парами, кружащимися в вальсе или мазурке. Особенно удавались балы для аристократической молодежи. Очень часто гости приходили в каких-либо театральных костюмах: некоторые изображали восточных красавиц, сказочных волшебниц и даже... солнце. Вообще приезжать на бал можно было в любом костюме, единственно — он не должен был затмевать туалеты членов императорской семьи. Балы были придворные и домашние. Один раз в год давался большой придворный бал. На него приглашалось около 3000 человек. И на таких балах особенно четко соблюдался этикет. Костюм должен был соответствовать по цвету, фасону и возрасту положению дамы. Однажды одна из дам явилась в платье лилового цвета с броскими украшениями, чем сразу обратила на себя внимание. И еще в течение долгого времени в светских кругах ее наряд вызывал неодобрение и многочисленные пересуды.

Домашние балы были менее многолюдные и более уютные. Можно было рассмотреть большую коллекцию картин в галерее. Некоторые из них украшали концертный зал, кабинеты, приемные, столовые. Посидеть в уютных креслах, отдохнуть, пообщаться с гостями и хозяевами дворца.

Сейчас основная часть живописных полотен передана Эрмитажу, а остальные картины перевезены в особняк Белосельских-Белозерских на Крестовский остров. Но дворец на Невском по-прежнему сияет своими окнами, приглашая в гости. Здесь проходят выставки картин и предметов прикладного искусства, а в концертном зале поют известные артисты и выступают музыканты. Проводятся и лекции по истории дворца.

Е. Алексеева

Рассказ опубликован журнале "Костер" за январь 2000 года.

21 ноября 2022 года, понедельник

Всемирный день телевидения
День работника налоговых органов Российской Федерации

17.00 XVI ежегодный фестиваль «Мир без наркотиков» (https://vk.com/rockfestival_spb).
Справки по телефону 8-950-033-07-51

18.00 Концерт к 80-летию со дня рождения заслуженного артиста России Анатолия Сухорукова (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова - Литейный пр., 17-19).
Справки: press@lplib.ru

18.00 Художественно-просветительское мероприятие «Хлеб маслом» в рамках проекта «Новые передвижники» (Арт-пространство mArs - Марсово поле, 3).
Справки по телефону 677-69-60

18.00 Церемония награждения призеров Театрального конкурса учреждений по делам молодежи (Молодежный театр на Фонтанке - наб. реки Фонтанки, 114).
Справки по телефону 8-919-159-65-68

18.30 II фестиваль искусств «Время Стравинского» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Справки по телефону 8-999-919-72-44

22 ноября 2022 года, вторник

День начала работы ладожской ледовой Дороги жизни

08.45 Старт Марша памяти, посвященного 81-й годовщине начала работы ладожской ледовой Дороги жизни (ул. Марата, 2).
Справки по телефону 576-26-29

Продолжение