Архив журнала для детей Костер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Далее

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр и Дворцовая набережная у Зимней канавки. Литография К.П. Беггрова. Вторая половина 1820-х - 1830-е

Эрмитажный театр и Дворцовая набережная у Зимней канавки

В 1783–1787 годах на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки архитектор Дж. Кваренги возвел здание Эрмитажного театра. В ходе его сооружения он использовал стены корпуса второго Зимнего дворца, построенного здесь более чем полвека назад. (Флигель, расположенный позади театра, на восточной стороне набережной Зимней канавки, представляет собой часть корпуса старого Зимнего дворца. Его внешний облик и внутренняя планировка подвергались изменениям в конце XVIII — начале XIX века.)

Эрмитажный театр и Дворцовая набережная

Кваренги блестяще решил задачу органичного включения здания в застройку Дворцовой набережной, применив свой любимый прием. Он подчеркнул фасад театра торжественной коринфской колоннадой, подняв ее на высокий рустованный цоколь и ограничив слегка выступающими боковыми ризалитами. В результате зодчий не просто повторил композиционную схему фасадов Малого и Старого Эрмитажей, но эффектно замкнул цепь построек, идущих от Зимнего дворца вдоль набережной Невы. Переброшенная через Зимнюю канавку знаменитая арка, сооруженная Ю. М. Фельтеном, придала особую живописность этому отрезку набережной.

Не менее блестяще Кваренги решил и задачу оформления интерьера театра.

Эрмитажный театр

Зрительный зал — центр всего здания — он сделал в духе античных амфитеатров, декорировав стены трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Ниши в простенках между ними заняли статуи Аполлона и девяти муз, верхний пояс — барельефные медальоны. Все это скульптурное убранство исполнил К. Альбани. Художественная ценность интерьера особенно велика, поскольку он сохранил первоначальный облик.

Кваренги считал Эрмитажный театр одним из лучших своих созданий. Это бесспорно прекрасный образец архитектуры строгого классицизма, яркое воплощение канонов А. Палладио. Театр завершил ансамбль парадных зданий, связанных арками и переходами в одно целое с Зимним дворцом.

В 1783–1792 годах вдоль западной стороны набережной Зимней канавки, под прямым углом к Старому Эрмитажу, по проекту Дж. Кваренги был возведен корпус Лоджий Рафаэля. Длинная галерея, находившаяся на втором этаже этого корпуса, являлась довольно точной копией той части папского дворца в Ватикане, которую украшали росписи, выполненные учениками Рафаэля по его эскизам.

Спустя полвека корпус Лоджий Рафаэля вошел в состав Нового Эрмитажа, построенного в 1839–1852 годах специально для размещения сильно разросшихся художественных коллекций, которым стало тесно в Малом и Старом Эрмитажах. Автором проекта здания был немецкий архитектор Л. Кленце. Поскольку он в Петербурге появлялся редко, строительство велось под наблюдением В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова. «Императорский Музеум», как первоначально назывался Новый Эрмитаж, должен был составлять «единое целое с дворцом, обиталищем монарха». Это определило роскошь его отделки.

Фасады Нового Эрмитажа оформлены с использованием некоторых мотивов и деталей, заимствованных из арсенала античного зодчества. В стилистическом отношении здание принадлежит уже не классицизму, а является типичным примером более позднего, неогреческого направления в архитектуре. Главный фасад Нового Эрмитажа обращен на Миллионную улицу. Центр здания отмечен массивным портиком, который украшают десять гранитных фигур атлантов, изваянных скульптором А. И. Теребеневым по эскизу мюнхенского скульптора И. Хальбига.

Стилистика интерьеров здания Нового Эрмитажа также отражает начавшийся переход от классицизма к эклектике. Наиболее интересна из них парадная лестница с великолепной коринфской колоннадой, сооруженная в традициях классицизма. Напротив, в оформлении большого Двадцатиколонного зала, построенного наподобие античной базилики, заметно уже влияние неогреческого стиля.

Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Старого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образуют единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества XVIII–XIX веков. Все залы этого дворцового ансамбля ныне занимает. Государственный Эрмитаж — крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

В залах и хранилищах Государственного Эрмитажа сосредоточено около трех миллионов экспонатов, включающих памятники различных эпох, многих цивилизаций и народов. Основу его собраний составляет картинная галерея, в которую входят произведения живописи французской, итальянской, испанской, голландской, фламандской, немецкой и других европейских школ. Среди них — бессмертные творения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Мурильо, Пуссена, Шардена, Делакруа, Ренуара, Пикассо, Матисса и многих других мастеров. Здесь сосредоточены также редчайшие памятники первобытной культуры, античного мира, мастеров народов Востока. Огромную ценность представляют экспонаты отдела истории русской культуры. Несмотря на широкую распродажу произведений искусства западным коллекционерам в 1920–1930-х годах, коллекции Эрмитажа по своему богатству стоят рядом с такими мировыми музейными коллекциями, как Лувр, Британский музей, Национальная галерея искусства в США.

Что почитать о Петерурге?

Конкурсы
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»




РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»