Детский журнал Костер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Далее

Мост Лейтенанта Шмидта
"Полнощных стран краса и диво..."

Мост, меняющий не только названия

Нынешнему жителю Петербурга, наверное, и представить невозможно, как жила молодая столица России без единого моста через Неву. Не год, не два, а почти четверть века!

Рационально мыслящий Петр Великий понимал их огромную необходимость, но еще сильнее в нем жила и разгоралась страсть — превратить всех петербуржцев в заядлых мореплавателей. А как быть во время ледостава, а тем более во время ледохода? Тут ведь и отчаянный мореход придет в уныние. Петербург на длительные периоды словно разваливался по руслу Невы на два совершенно недоступных города.

В какой-то мере помогла петербуржцам военная техника. В 1727 году наводится через Неву первый наплавной Исаакиевский мост. Устройство его предельно простое: плоскодонные барки поставлены в одну линию на якоря. На них сооружается дощатый настил. Но вот беда: противостоять сильным ветрам и, особенно, ледоходу он не мог. Его приходилось разбирать, отводить в прибрежные гавани. А кроме того, мост имел большую подвижность, а при перевозке грузов слишком малую жесткость. По такой переправе ходить было небезопасно. Петербургские газеты пестрели сообщениями о гибели многих людей, решившихся на такое опасное и к тому же не бесплатное путешествие.

А что касается Петербургской стороны, то в период ледохода она была отрезана от всех остальных частей города и, как говорилось в одном документе: "за великою опасностью в переходе" чиновники, проживающие здесь, "по несколько дней в канцелярии приходить не могут". И все-таки другого выхода пока не находилось. Техника мостостроения еще не готова была решить проблему построения моста через такую капризную, глубоководную, широкую преграду.

Появлялись новые наплавные мосты через Неву, а некоторые из них меняли свои адреса удивительно часто. Трудно поверить, что плашкоутные переправы дожили до 1916 года. Жарким июльским днем этого года Исаакиевский наплавной мост внезапно и стремительно сгорел всего лишь от искры, оброненной буксирным пароходом.

Творческий спор за лучший проект первого постоянного моста через Неву был необычно продолжителен. Он длился 60 лет. Русские и иностранные инженеры и архитекторы предложили множество проектов, пока в этом соревновании не победил молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала заключили в каменную трубу и засыпали. Так Петербург получил еще одну приневскую площадь. Одновременно на правой стороне Невы у Васильевского острова значительно расширили набережную.

"Сама постройка моста, — писала 16 сентября 1844 года газета "Северная пчела", — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводилась работа по такому огромному плану с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита, переброшенные сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повинуются гигантской мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте".

В газетной заметке процесс сооружения прочных каменных фундаментов запечатлен радужно и с некоторой легкостью. На самом деле грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными, да и вести подводные работы при тогдашней технике было делом и невообразимо рискованным, и немыслимо трудным.

Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом.

И еще одна интересная деталь: мало кто знает, что мост менял свое имя вовсе не три раза. (Благовещенский, Николаевский, Лейтенанта Шмидта). В самом начале, когда будущая Благовещенская площадь только оформлялась, а изящная Благовещенская церковь только воздвигалась, он носил исключительно точное название — Невский. Как же иначе назвать единственный постоянный мост через Неву!

21 ноября 1850 г., намного позднее намеченного срока, восьмипролетный красавец-новосел в торжественной обстановке был открыт для экипажей и пешеходов. Ширина разводного пролета у Василеостровского берега превышала наибольшие размеры для судов того времени 21,34 м.

Долго еще продолжали петербуржцы восторгаться чудом технического и художественного свершения. Один из них писал: "Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, дивное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Днем он кажется прозрачным, а при полуночном освещении является громадной массой, спаевающей между собою два города".

Великому инженеру повезло — его соавтором был знаменитый архитектор Александр Павлович Брюллов — старший брат художника Карла Брюллова.

Увы, как горько и обидно, что судить о красоте этого сооружения можно лишь по старым иллюстрациям. Это печальное "увы" приходится произносить и тогда, когда заходит разговор о судьбе первого моста через Неву. Его неспособность пропускать современные большегрузные суда предопределила его реконструкцию. Была ли такая возможность?

Была. Ее осуществил в своем проекте начальник Санкт-Петербургского округа путей сообщения Тимонов еще в 1901 г. Не вдаваясь в технические подробности, хочется сказать о главном: он предложил переместить разводную часть на середину реки. Возникли и еще несколько проектов, уточняющих и улучшающих идею реконструкции. Но грянула Первая мировая...

А в послереволюционные годы построили по существу новый мост, во многом уступающий бывшему Николаевскому относительно изящества силуэта, красоты форм и декора. Восторженные приверженцы нового сооружения с трепетом приводят вроде бы впечатляющие цифры: вес металлических конструкций стал теперь на 7100 тонн меньше, чем прежде.

Все это безусловно хорошо с точки зрения экономики. Да и не так уж сложно решать подобную задачу, когда современность предложила и более прочные и более легкие материалы. Но никакие весовые меры не способны подменять собой категорию красоты.

Герман ГОППЕ

Рассказ опубликован журнале "Костер" за август 1998 года.

21 ноября 2022 года, понедельник

Всемирный день телевидения
День работника налоговых органов Российской Федерации

17.00 XVI ежегодный фестиваль «Мир без наркотиков» (https://vk.com/rockfestival_spb).
Справки по телефону 8-950-033-07-51

18.00 Концерт к 80-летию со дня рождения заслуженного артиста России Анатолия Сухорукова (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова - Литейный пр., 17-19).
Справки: press@lplib.ru

18.00 Художественно-просветительское мероприятие «Хлеб маслом» в рамках проекта «Новые передвижники» (Арт-пространство mArs - Марсово поле, 3).
Справки по телефону 677-69-60

18.00 Церемония награждения призеров Театрального конкурса учреждений по делам молодежи (Молодежный театр на Фонтанке - наб. реки Фонтанки, 114).
Справки по телефону 8-919-159-65-68

18.30 II фестиваль искусств «Время Стравинского» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Справки по телефону 8-999-919-72-44

22 ноября 2022 года, вторник

День начала работы ладожской ледовой Дороги жизни

08.45 Старт Марша памяти, посвященного 81-й годовщине начала работы ладожской ледовой Дороги жизни (ул. Марата, 2).
Справки по телефону 576-26-29

Продолжение