Архив журнала для детей Костер
Мода для детей и искусство общения

Искусство общения

Дорогие друзья!

Мы с вами прекрасно знаем, что обычай гостеприимства был почитаем с древнейших времен. Его много веков тщательно разрабатывали и старались не отступать от принятого ритуала. Считалось, что с гостем в дом приходит счастье, а у многих восточных народов любой человек, зашедший в дом и дотронувшийся до очага, автоматически приобретал покровительство хозяев дома, даже если раньше он был их врагом.

Ритуалов гостеприимства было, конечно, много — у каждого народа свой, но одно их всех объединяло — обязательной частью любого приема являлась трапеза. Накормить дорогого гостя считалось первейшей обязанностью хозяев.

Вы уже догадались, мои юные друзья, что мы коснулись темы, которая называется "Гостевой этикет". Это большая тема и фактически мы ее уже начали разговором о подарках и цветах, которые мы дарим. Сегодня я хочу рассказать вам о петербургских гостевых традициях ХIХ-го века. Далеко они от нас, но эти традиции и правила — наши корни, истоки современного этикета. Опираясь на них, мы легче освоим эту науку, многое станет понятным, ибо, как заметил А. С. Пушкин, @уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости".

Перенесемся в прошлое. Прежде всего — визиты. Визит был данью уважения годам, влиянию, званию, таланту. И пренебрегать им не следовало. Эти визиты назывались церемонными. Были и простые визиты (к друзьям, знакомым, родственникам). Вспомним, что телефонов тогда не было. Города (даже крупные) были гораздо меньше, такие, как сейчас центры городов. Их можно было пройти из конца в конец — часа за полтора, а на извозчике проехать минут за 15—20. Так что визиты были обязательной частью жизни людей и к ним выработаны следующие правила.

Визиты не делались в часы завтрака, обеда и ужина. Поскольку в каждом доме за стол садились не в одно и то же время, то будущий визитер узнавал время трапезы своих знакомых с тем, чтобы не попасть впросак. И сейчас бы неплохо это делать для того, чтобы не звонить и не приходить к людям в часы, когда они кушают.

Церемонные визиты продолжались от 15 до 30-ти минут, простые можно было продлить до часу, но не больше.

Нужно было иметь визитную карточку, на которой были указаны имя, должность или титул владельца. Надо заметить, что и ныне визитка имеется у любого делового человека. Она даже стала гораздо сложнее, на ней теперь и адрес домашний и служебный указаны, и телефоны, факсы и даже фотография хозяина имеется. Если хозяев не было дома, следовало загнуть нужный угол визитки или написать на ней несколько слов. Это приравнивалось к визиту — визитку оставляли в доказательство того, что гость являлся лично.

Войдя в комнату и объяснив цель визита, садились спокойно, куда укажет хозяин. Осведомлялись о здоровье, рассказывали несколько, но не больше двух новостей, желательно о новой пьесе или книге, а не об общих знакомых или политике. Говорили несколько любезных фраз другим членам семьи, если они тут же находились. Одним словом, очаровывали, производили приятное впечатление. Если во время визита приходил еще кто-то, следовало откланяться. Если же гостя удерживали и просили еще остаться, нужно было раскланяться с вошедшим, дать ему возможность вступить в разговор с хозяевами, затем, улучив удобный момент, присоединиться к общему разговору. Поговорив еще минут 10—15, откланиваться уже категорически. Вот видите, визиты не были очень утомительными ни для гостей, ни для хозяев, потому что они были недолгими.

И сейчас еще часто бывают визиты вежливости (пришли узнать, как здоровье пожилого учителя), визиты-представления (переехали в другой город — представляются соседям, начальству...) — это очень принято в маленьких городах, обязательно в Прибалтике, Франции, Германии.

Любопытно, что ничего нового в правилах визита не придумали и пользуются старыми, о которых я вам рассказала. Главное в визите — краткость, легкость, приятность беседы и красивый уход.

Помним, что:

"Нам гость, которого дарует Бог,
Дороже вдоха,
Но если выдохом не станет вдох,
То дело плохо".

До следующих встреч — ваша Элиза Хилл.

Статья опубликован журнале "Костер" за март 2000 года.

НОВОСТИ САЙТА