Архив журнала для детей Костер

Январь 2003 года

Журнал Костер. Январь 2003 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


На клетчатой доске

Столбовые шашки

100 лет нaзaд в "Шашечном листке" (N 5-6 СПб, 1903) было опубликовано "Особое прибавление" к уставу игры в шашки. В нем отмечено, что столбовые шашки представляют собой самую любопытную из всех разновидностей русских шашек... Но фактически XX век прошел под знаком одной игры — простых шашек. Это не помешало появлению новых столбовых разновидностей. Одна из них — "Многоэтажные" шашки. Эта игра вошла в число развивающих игр, применявшихсяв в практике известного педагога А. С. Макаренко.

Она отличается от простых шашек тем, что в начальной позиции разрешается расставлять шашки не только обычным образом, но и в виде башен. Ходят и бьют шашки как обычно, со снятием побитых шашек с доски. Но при ударе по "многоэтажной" шашке (башне) с нее за один ход снимается только одна верхняя шашка. Попадая под бой, башня уменьшается по высоте и в дальнейшем может быть полностью уничтожена. Иногда играют двумя комплектами с традиционной начальной расстановкой, но вместо одиночных шашек ставят столбики из двух шашек. Возможны и другие модификации, в том числе игра с несколькими участниками.

Новую игру с заменой битых шашек предложил В. А. Жернов.

Цель — построить столб в шесть или выше этажей. Выполнивший эту задачу объявляет себя "графом" и становится победителем. Новая цель делает игру похожей на лото, и даже на игру "Слабое звено", придает дополнительный азарт. Все участвуют в игре, а не являются наблюдателями. Оригинально используются и шахматные фигуры, которыми можно надстраивать столбы. Форма игрового поля, число играющих, начальная расстановка — не имеют существенного значения. Это — разные вариации одной игры.

Диаграмма 1

Воспользуемся обычной шахматной доской. На диаграмме 1 показана начальная расстановка для игры вчетвером. Красные фишки (слева) изображены в виде столбиков из 2-х фишек. Зеленые (справа) отмечены "ромбиками". Белые и черные представлены "смешанными" фигурами такой же силы — вместо "двойника" — слон или фигура, состоящая из шашки и шахматной пешки.

Основное отличие — столбы. Они стоят уже в начальной позиции. Столбы уменьшаются ровно на один этаж, когда их бьют (едят). А увеличиваются ровно на столько этажей, сколько бьющий столб побил за свой ход. При этом побитые фишки снимаются сверху по одной и их отдают хозяевам, а на бьющий столб добавляют столько фишек, сколько было съедено за этот ход.

Дамочный столб остается дамочным, но более высоким, а побитый дамочный столб уменьшается и становится простым. В остальном процесс игры похож на известные шашечные игры.

Ходят строго по очереди, по часовой стрелке, ходят целым столбом — простым вперед на 1 клетку, дамочным вперед и назад по всей диагонали. Дамочным простой столб становится на последней линии, но для четверых в угловых пунктах а1 и h8 — остается простым.

Бить обязательно и до конца. Невозможность сделать ход означает поражение — игрок выбывает из игры и получает 0 очков, второй проигравший — 1 очко, третий — 2, победитель получает 3 очка. Таким образом, остаются в силе традиционные способы выигрышей и поражений. Но каждый игрок имеет шанс получить 4 очка вместо 3, если сумеет получить "многоэтажку" из 6 или более шашек. К тому же получает и "титул".

Заметим, что столбы проигравших и победивших остаются на своих местах. При попадании под бой они будут постепенно уменьшаться. При этом высота бьющего столба наращивается только за счет действующих игроков.

Для игры лучше всего подходят плоские деревянные шашки, но для построения столба можно использовать и шахматные фигуры, установив такие соотношения: Пешка (п) — одиночная шашка;
Слон (С) — столб из 2-х шашек;
Конь (К) — столб из 3;
Ладья (Л) — столб из 4;
Ферзь (Ф) — столб из 5;
Король (Кр) — 6-этажный столб. В процессе игры фигуры, попадая под бой, могут заменяться фигурами, стоящими ниже по своей иерархии. Например, при бое коня он заменяется слоном. А побитый слои превращается в пешку или обычную шашку.

Диаграмма 2

Рассмотрим окончание одной партии (диаграмма 2).

Ход белых. Ими играет Егор. Белые бьют 2 черные и 3 зеленые шашки: 1. h8: f6: d8 Д: a5: с3: f6 и наращивает фигуру до 7 этажей (диаграмма 3). Егор стал графом. У Егора — 4 очка.


Диаграмма 3
Диаграмма 4

Теперь ход красных (Анна): 1. ...d6: f8:h6 Д:d2: a5:d8 (см. диаграмму 4). Анна — "столбовая графиня". У Анны — 3 очка.

После боя красных ферзь белых превратился в ладью, а фигуры черных и зеленых исчезли. Эти игроки оказались "слабыми звеньями"

Раздел ведет А. Боровиков

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»