Юбилейный выпуск 2011 года
…
Карандашом, пером и кистью
Мы хорошо знаем сегодняшний «Костер», красочный, богатый иллюстрациями. Однако долгое время журнал украшали черно-белые картинки. Цветными были лишь обложки и немногочисленные вклейки. Их оформление поручали признанным мастерам, оставляя новичкам внутреннее черно-белое пространство.
Но и при скромных средствах художникам удавалось увлечь читателя. И неудивительно. Генрих Левин, ведавший оформлением журнала в пору его основания, привлек в «Костер» команду прекрасных художников. Манила и особая атмосфера, царившая в редакции. Сюда приходили поболтать, посмеяться, поделиться творческими планами. К. Рудаков, расположившись на диване с огромной папкой, удивлял коллег прекрасными рисунками. Художники от души веселились, создавая дружеские шаржи на худощавого и стремительного Н. Тырсу или молодого Б. Семенова, отпустившего бороду для пущей серьезности. Стихийно возникали шуточные соревнования, кто быстрее нарисует картинку на заданный сюжет. Дружеская атмосфера способствовала появлению живых и остроумных иллюстраций.
Простым карандашом, пером или кистью художники молодого «Костра» создавали яркие, оригинальные образы. У каждого мастера был свой почерк и излюбленные сюжеты. Алексей Пахомов всем материалам предпочитал карандаш, а всем персонажам — ребят. Он создал обложку для первого номера «Костра». «Пройдут года, — словно говорит иллюстрация, — а дети с тем же интересом будут листать страницы «Костра»». Как видно через 75 лет, смелость художника оправдала себя!
Художник В. Конашевич любой сюжет превращал в изящную сказку. Дальние страны и дикую природу открывают иллюстрации В. Курдова. Его «конек» — лошади, сильные, быстрые, грациозные. Прекрасным анималистом был также писатель и художник Е. Чарушин. Сатирический талант Н. Радлова воплотился в иллюстрациях к рассказам М. Зощенко, высмеивающим глупость. Сильные, уверенные рабочие и чудесные сказочные персонажи — герои К. Рудакова. В первое десятилетие над оформлением журнала трудились и другие замечательные художники: В. Лебедев, Н. Тырса, И. Шибанов, Н. Петрова, В. Тамби, И. Харкевич, И. Ец, Е. Косякова, Е. Ризнич, О. Верейский.
В тяжелые военные годы не всегда удавалось отпечатать подготовленные выпуски, да и те, что выходили из-под печатного пресса, были значительно стройнее своих довоенных собратьев. Со страниц блокадных номеров смотрели мужественные защитники Родины. Образы этих героев создавали Б. Семенов, М. Таранов, Ю. Мезерницкий, Н. Петрова, В. Куприянов и др. Всю блокаду рисовали для «Костра» В. Конашевич и А. Пахомов, отражая в рисунках историю борьбы и героизм ленинградцев. Художники журнала «Костер» Ю. Петров, В. Николаев, Т. Певзнер погибли на своем боевом посту во время блокады Ленинграда, оставив читателям замечательные обложки военных «Костров». Майский выпуск 1945 г. «Костер» отметил всплеском цвета, на первом же развороте алело знамя долгожданной Победы! Однако уже июньский номер снова стал черно-белым.
В 1956 г. «Костер» вернулся к читателям после вынужденного десятилетнего перерыва. Среди художников были ветераны, стоявшие у истоков журнала: В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Мезерницкий, И. Харкевич. По-новому раскрыли свой талант Б. Семенов, Е. Косякова, Е. Ризнич. Появились и новые имена. В 50-60-е годы в «Костер» пришли Н. Лямин, А. Сколозубов, В. Орлов, Л. Московский, М. Беломлинский, В. Бескаравайный, Г. Ковенчук, К. Севастьянов, Ю. Лаврухин, A. Слепков, В. Траугот и др. В. Голявкин, автор коротеньких забавных рассказов, сам иллюстрировал свои произведения смешными картинками, наподобие детских рисунков. Озорные человечки B. Голявкина выглядели ново на фоне «взрослых» иллюстраций его коллег. Стилизованные картинки прижились в «Костре». В 70-е гг. в журнале соседствовали вполне академические иллюстрации В. Бескаравайного и смелые стилизации А. Щвеца. Декабрьский выпуск 1969 г. принес читателям долгожданные цветные картинки!
Выпуски 80-х гг. изобилуют фотографиями. Но и в эти годы с журналом сотрудничали замечательные художники. Г. Ясинский создает яркие иллюстрации, переносящие нас в беззаботный мир детства. Всеми любимый «Учитель смеха» Л. Каминский пишет и рисует для своего юмористического веселого уголка.
За последние два десятилетия сложилась нынешняя команда. В 1990-2010-е для «Костра» творят Л. Московский, К. Почтенная, Е. Морозов, О. Маркина, О. Граблевская, О. Зайцева, Е. Эргардт, Н. Якубовская, Ш. Ворошилов, Е. Болгова, К. Толстая, А. Джигирей, М. Бычков, Л. Уральская, В. Аникин, Е. Алексеева, А. Петрова, Т. Панкевич, Т. Капустина, дебютируют К. Васильева, В. Пономаренко, А. Пилюгина, Ж. Нестерова.
Над каждым номером трудится множество непохожих по стилю художников. Организовать их работу — задача художественного редактора. У него же каждый автор может получить профессиональный совет. Главный художник «Костра» Юрий Мезерницкий придумал логотип журнала — одновременно красный галстук и язычок пламени огромного костра. На смену Ю. Мезерницкому пришел Михаил Беломлинский (1971-1978), автор замечательных остроумных рисунков. В течение десяти лет (1978-1988) главным художником журнала был Александр Аземша. В 1989-92 гг. художники работали под руководством Валерия Цикоты. Всем, кто рисует для «Костра» сегодня, особенно дорога память о Льве Московском, главном художнике журнала в 1992-2009 гг. Именно он воспитал коллектив, работающий в «Костре» сейчас. С 2009 г. художественный облик журнала подчиняется чуткому руководству Ксении Почтенной. Наконец, просто необходимо назвать еще одного художника, который был всегда особенно важен журналу. Это, конечно, наш читатель! Его работы регулярно появляются на страницах «Костра». Как знать, может быть, именно «Костер» будет первой ступенькой для талантливых художников будущего.
Л. Михайлова |
Художник Л. Михайлова | Страничка автора | Страничка художника |