Архив журнала для детей Костер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Далее

Пушкинский Дом
"Полнощных стран краса и диво..."

ИМЯ ПУШКИНСКОГО ДОМА

Пушкинский Дом... Что это? Дом, где жил Пушкин? Как дом на Мойке, где сейчас музей-квартира? Или как дом в Михайловском?

Нет, нет, это особенный прекрасный дом. Поэт в нем никогда не жил, зато здесь живут его рукописи, его книги, книги его библиотеки. Сберегает и изучает все это размещенный здесь же исследовательский центр — Институт русской литературы. Когда упоминают этот институт, то обязательно в скобках пишут (Пушкинский Дом).

Сейчас Пушкинский Дом уже неотделим от здания, в котором находится: величественного, белоколонного, увенчанного куполом. Построено оно архитектором И. Ф. Лукони в 1829—32 гг. для Петербургской портовой таможни. Вот почему над фронтоном возвышаются скульптуры бога морей Нептуна, торговли — Меркурия и плодородия — Цереры. Строилось здание при жизни Пушкина, и когда он мимо проходил, а говорят, и заходил, поэт и представить не мог, ЧТО через сто лет здесь будет.

Нынешняя довольно тихая Стрелка Васильевского острова — замечательный архитектурный ансамбль Петербурга — не в пример той шумной в первой половине XIX века, когда здесь был порт. Ростральные маяки светились огнями, швартовались суда, сновали лодки, разгружались товары, работали биржа и таможня. Потом парусов и флагов не стало, порт сменил место, с ним — и таможня. Здание осталось. И вот сюда переехал в 1927 г. Пушкинский Дом.

Если Дом переехал, значит, где-то он до этого находился? Да, и не один год. История Пушкинского Дома начинается с 1905 г., и даже раньше.

В 1899 г. отмечалось столетие со дня рождения Пушкина. Было принято решение о создании памятника поэту в Петербурге. Тогда в городе был один скромный памятник на небольшой Пушкинской улице, который посчитали мало выразительным.

Одновременно в зале Академии Наук открылась выставка, посвященная Пушкину, и вызвала она всеобщий интерес. Привлекали внимание портреты Пушкина, и среди них — загадочный Тропининский, подмененный много лет назад с последующей путаницей: где же оригинал, а где копия? Рассматривали и золотой перстень с сердоликом и древней надписью. Его подарила поэту в Одессе княгиня Воронцова — по поводу чего написано стихотворение "Талисман". На смертном одре поэт передал перстень Жуковскому. От него реликвия перешла к сыну, а затем к И. С. Тургеневу. После смерти писателя его друг певица Полина Виардо переслала талисман в Россию. Была здесь и пуля... маленький темный — страшный — шарик.

Рукописи, книги и личные вещи поэта, поступившие из учреждений и от частных лиц, составили уникальную экспозицию, но вместе с тем наводили на мысль о том, что все эти реликвии находятся в разных руках и могут со временем, меняя владельцев, затеряться, попасть в другие страны, погибнуть.

Поскольку со скульптурным монументом дела затянулись, то в Академии наук возникло предложение о создании своеобразного более масштабного памятника великому поэту — постройки особого Дома, организации, где бы собиралось все, связанное как с Пушкиным, так и другими знаменитыми русскими писателями. Чтобы там был и музей, и хранилище рукописей, книг, архивов.

Предлагались велеречивые названия, вроде: "Одеон имени Пушкина"... Остановились на простом и звучном — Пушкинский Дом. Было это уже в 1905 г. Своего дома у Дома пока не было, и он разместился в помещениях Академии наук на набережной Невы.

А первый подарок — портрет Анны Керн доставила сюда ее внучка. Словно бы привнесла в Пушкинский Дом вечно звучащие строки: "Я помню чудное мгновенье..."

Поступлений и в последующие годы было много. Но что особенно занимало первых немногочисленных сотрудников Пушкинского Дома, так это приобретение одной крупной литературной коллекции пушкинского времени, находящейся в Париже, и покупка библиотеки поэта, той, что была в квартире на Мойке — переговоры об этом длились уже несколько лет.

"Прощайте, друзья!" — оборотясь к книжным полкам, промолвил смертельно раненный поэт, словно предчувствовал, что его друзьям-книгам предстоят немалые испытания.

После ухода поэта библиотека, упакованная в ящики-тюки, нашла приют в кладовых Гостиного двора, а затем еще долгие годы кочевала по подвалам и именьям, пока в конце века не оказалась в сельце Ивановское под Москвой, хозяином которого был уже внук поэта Александр Александрович.

У Академии Наук с ним завязалась переписка — это уже был год Пушкинского столетнего юбилея. Осмотр одной из присланных книг убедил — есть страницы с пометами, сделанными рукой Пушкина. И вскоре, в сентябре 1900 г. ученый-пушкинист Б. Л. Модзалевский выехал на встречу с библиотекой.

Книги после 60-летних путешествий оказались в плачевном состоянии и требовали реставрации. От продажи библиотеки владелец отказывался, но разрешил для обстоятельного осмотра и описания книги отправить в Петербург. Почти пять лет ушло на постраничное обследование и опись библиотеки. Но труд был вознагражден бесценными находками автографов поэта на страницах книг и отдельно вложенных листках.

В 1906 г. Академия Наук купила библиотеку за 18 тысяч рублей. Теперь можно было быть спокойным за судьбу книг, и сказать: "Здравствуйте, друзья!"

Всех друзей-книг 3560, если считать по томам. А названий меньше 1522 — ведь есть собрания сочинений из нескольких томов. Больше половины книг на 16 иностранных языках. Вспомним, что Пушкин знал французский, английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, греческий и несколько славянских языков.

Среди книг — художественная и историческая литература, труды философов, экономистов, этнографов. Медицинские сочинения, описания путешествий, астрономические трактаты. Есть издания с песнями и обычаями разных народов, о происхождении слов, теории шахмат. А еще — сказки и даже поваренная книга.

Самая старая книга — "Божественная комедия" Данте, 1596 г.; одна из уникальных — "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева с пушкинской надписью: "Экземпляр бывший в тайной канцелярии. Заплачено двести рублей".

В том, что у подъезда Пушкинского Дома зимой 1928 г. остановилась лошадь, запряженная в сани, ничего удивительного не было. У Академии Наук в то время другого грузового транспорта не имелось. А вот восемь привезенных чемоданов, которые переносили в здание с превеликой осторожностью, были загадочны. Их доставили из Парижа с дипломатической почтой от... от Онегина! Это имя повторяли сотрудники Дома, когда волнуясь, извлекали доставленное: автографы Пушкина, рукописи, ценные книги, редчайшие архивные документы.

Вскоре прибыл железнодорожный багаж в ящиках поменьше — книги, гравюры, портреты, в больших — даже старинная мебель — шкаф, секретер. В общем, литературный музей в полном комплекте. С одного из портретов смотрел и сам создатель музея Александр Федорович Отто-Онегин. Никто толком не знал его прошлого. В 1860 г. А. Ф. Отто покинул Россию, уехав в Париж. Но вдали от Родины страсть всей его жизни — любовь к поэзии Пушкина и собирание всего, что связано с именем поэта, не остыла. Он даже взял фамилию литературного героя — Онегина, образ которого был ему близок. Его коллекция год от года пополняется автографами, письмами, портретами, вещами не только Пушкина, но и других русских писателей. Трехкомнатная квартира Онегина на Елисейских полях становится настоящим литературным музеем.

В 1925 году А. Ф. Отто-Онегин умер, завещав все свое состояние Родине, в том числе и немалые деньги — 600 тысяч франков. Имя его навечно вписано в историю отечественной культуры.

Часть привезенных из Франции материалов стали основой рукописного фонда, другая существенно дополнила экспозицию литературного музея Пушкинского Дома. Институт русской литературы, образованный в 1930 году на основе Пушкинского Дома, собрал за многие годы богатейшее рукописное наследие не только Пушкина, но и других замечательных русских писателей, а также свод древнерусских рукописей, коллекции звуковых записей русского народно-поэтического творчества, изобразительных материалов по истории литературы.

Все это бережно сохраняется. Пушкинские рукописи находятся в особой стальной комнате-сейфе, оставшейся со времен таможни, когда здесь хранили золото и прочие ценности. Библиотека Пушкина — в отдельном кабинете.

Исследования русской литературы здесь проводят на основе своих фондов, подлинных документов, рукописей, автографов. Только так можно подготовить многотомное академическое издание сочинений Пушкина, а затем и других писателей, и труды по древнерусской литературе и русской литературе последующих веков.

Литературный музей, открытый для посетителей, знакомит с такими выдающимися явлениями русской литературы, как творчество Лермонтова, Гоголя, Толстого, Тургенева. Здесь не только их автографы, страницы рукописей, портреты, но и личные вещи. Есть здесь и предметы писательского обихода прошлого века, которые требуют пояснения. Вот этой маленькой бронзовой лопаточкой посыпали мелкий песок на рукописный лист, чтобы промакнуть чернила. А этими особыми щипцами снимали нагар со свечи на письменном столе.

А где же музейная экспозиция, посвященная Пушкину? Где портреты, личные вещи? Да, многие годы они находились здесь. Но в 1953 г., после образования Всесоюзного Музея Пушкина, туда передали все, кроме рукописей к библиотеки Пушкина. То есть оставлено то, что представляет непосредственный интерес для исследовательской работы ученых-пушкинистов.

Сейчас, в дни празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, не раз прозвучат строки поэта Александра Блока, написанные еще в 1921 г.: "Имя Пушкинского Дома". Многие, читая впервые это стихотворение, и не догадываются, что оно посвящено не этому зданию на Стрелке, а зданию Академии Наук на Неве, в котором тогда размещался Пушкинский Дом. На него смотрел поэт, заключив стихотворение:

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

И даже споткнувшись на строке "С белой площади Сената...": как это можно видеть Пушкинский Дом от Медного всадника? Подумаешь: можно. Это образ, обобщение. Пушкинский Дом виден отовсюду!

О. Александров

Рассказ опубликован журнале "Костер" за июнь 1999 года.

Конкурсы
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»




РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»