Архив журнала для детей Костер

Август 2023 года

Журнал Костер. Август 2023 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Премьера книги

Портрет Константина АРБЕНИНА

Константин АРБЕНИН

Весьма средние суперспособности. Обложка книги

Весьма средние суперспособности

(Письмо, найденное в интернете)

Здравствуй, дорогой мой читатель! Меня зовут профессор Вратарёв, и ты, конечно, никогда обо мне не слышал. И тем не менее я человек очень известный — говорю это без ложной скромности. Наверное, ты хочешь спросить у меня: чем же это я так знаменит? Дело в том, что полтора года назад я получил Нобелевскую премию за научное открытие, над которым я и моя лаборатория работали много лет. Если рассказывать очень коротко о сути этого открытия, то можно описать её так: я сформулировал принцип, благодаря которому удалось наладить связь между прошлым и настоящим. Нет, я не изобрёл машину времени, до этого ещё далеко, но вот обмениваться электронными письмами с теми, кто живёт в другом времени, в котором уже есть интернет, мы научились — и это огромный прорыв, это то, благодаря чему человеческая жизнь меняется прямо на моих глазах. Теперь я могу из своего времени написать письмо тебе, мой дорогой читатель, — в твоё время. Да, ты правильно понял: я живу в будущем. Точнее говоря, для меня это самое обычное настоящее, но относительно того времени, в котором живёшь ты, в котором читаешь сейчас эти строки, это будущее. Я пишу тебе из будущего. Я понимаю, что тебе трудно поверить в такое, но это именно так.

Я хочу поделиться с тобой важным опытом и рассказать историю о том, с чего началось моё увлечение наукой, благодаря чему я пришёл к своему открытию. А началось всё с вещей совсем простых, повседневных. Итак, по порядку.

Моё отрочество пришлось на тридцатые годы XXI века. Получается, что мы с тобой довольно близкие соседи во времени. В 2032 году я учился в шестом классе средней школы в городе Петербурге. Учился так себе: не двоечник, но и не отличник. Способности у меня были хорошие, но я ими пренебрегал и урокам предпочитал всякие развлечения: компьютерные игры, сериалы, комиксы. Именно в том году в обиходе появились так называемые джи-фрески. Это такая развлекательная вещица, которая похожа одновременно на электронную книгу, журнал комиксов и компьютерную игру. Иными словами, джи-фреска - это объёмный и интерактивный комикс, который оживает во время его чтения. Каждая картинка в нём активна, изображение движется, его можно увеличить, повернуть, внимательно рассмотреть детали, а можно и вступить в диалог с персонажами: ты задаёшь им вопросы — они отвечают. Всё это вшито в одну тонкую пластину наподобие электронной книги или компакт-диска.

Едва появившись в продаже, джи-фрески приобрели огромную, просто-таки сумасшедшую популярность. Они стали самым модным гаджетом и самым востребованным явлением массовой культуры. На улице, в транспорте, в ма газинах — всюду было полно людей с фресками. Отсмотренными выпусками обменивались, перепродавали их через интернет-магазины, дарили друзьям. Бум продолжался года полтора, а потом, как это всегда бывает с новым модным изобретением, популярность постепенно пошла на спад. Сейчас, когда я пишу тебе это письмо, фрески уже считаются пережитком прошлого и хранятся у некоторых людей исключительно в качестве ностальгических артефактов, приятных воспоминаний о юности.

Крышесносная погоня

У меня был свой фаворит в мире фресок — комикс-сериал Самсона Лакерузо «Грэгор-22». Его Грэгор Фингербой был потрясающим персонажем! Он не просто обладал суперспособностью, как многие герои комиксов до него, — чудесными свойствами обладал каждый его палец! Один из его пальцев мог открыть любой замок; из другого Грэгор стрелял, как из пистолета; следующим он мог написать самую сложную компьютерную программу и подобрать любой пароль; ещё один палец высекал огонь наподобие зажигалки... Всего я сейчас и не припомню. И что ещё удивительно — пальцев у него было 22! Десять — на руках, десять — на ногах, а кроме того, имелись у Грэгора два потайных пальца, о расположении которых никто не знал. Именно эти дополнительные пальцы и обеспечивали ему победу в схватке с любым, даже самым коварным противником. Поэтому и звали его Грэгор-22, то есть двадцатидвухпалый!

Во вселенной Лакерузо было много ещё всяких любопытных персонажей, но по Грэгору я просто сходил с ума. Я покупал все фрески про него, никому их не дарил и ни на что не обменивал, держал на отдельной полке и периодически пересматривал, снова и снова вступая в диалог с любимым героем.

Помню это как сейчас. Осенью тридцать второго года Самсон Лакерузо выпустил семнадцатую фреску о Грэгоре. Она называлась «Крышесносные погони по вторникам» и стоила всех денег, которые я скопил за лето. Но я, не задумываясь о цене, приобрёл лицензионный экземпляр в первый же день продаж и, прогуляв школу, принялся за чтение.

Вот тут-то и произошло событие, на первый взгляд обыденное и несерьёзное, но повернувшее всю мою жизнь и ставшее судьбоносным. Я вовсю наслаждался стремительностью сюжета и необычностью героев, когда вдруг на самом захватывающем месте изображение поблёкло, зависло и на экране появилось окно с объявлением. В нём говорилось, что продолжение будет доступно для пользователя только после того, как он прочитает три главы литературного произведения из школьной программы, на выбор. И далее шли три названия, которые смутно были мне знакомы — по урокам родной литературы, так редко мной посещаемым. Прочитав это требование, я слегка обалдел. Это было нарушением всех прав потребителя, это был шантаж, это ни в какие ворота не лезло! Я даже подумал было, что это шутка. Стал водить пальцем по экрану, нажимать на сброс и перезагрузку — ничто не помогало! Только мерцало в углу экрана изображение зрачка — символ датчика, сканирующего чтение. Издатели просто издевались надо мной, не оставляя мне никакой лазейки. Тогда я зашёл в интернет и забил в поисковик вопрос: как обойти во фресках требования читать всякую ерунду? Похоже, я был одним из первых, кто столкнулся с такой проблемой. А может, мне продали бракованный экземпляр?

Это был шантаж!!!

Я тогда ещё не знал, что это была самая новая разработка издательства «Мысль и Форма», которая позже войдёт и в историю маркетинга, и в историю культуры. Уже через месяц начнутся судебные процессы потребителей против фресок Лакерузо, и продлятся они больше трёх лет, а пока... Пока миллионы читателей на всей планете в эти минуты так же, как я, бились в истерике от невозможности узнать продолжение любимой истории. Я не мог есть, не мог спать, я переписывался в чатах и отсылал запросы в техподдержку издательства, выясняя, как можно обойти эту загвоздку, но все мои попытки были тщетны. Завсегдатаи чатов городили какую-то чушь, казавшуюся им остроумной, а техподдержка советовала поступить согласно инструкции и выполнить требования фрески. Наконец я успокоился, взял себя в руки. Мне так хотелось продолжить чтение, что я решился на невообразимое — я нажал кнопку подтверждения и выбрал одно из предлагавшихся произведений школьной программы. Я решил быстро прочитать эти три проклятые главы и вернуться к своему драгоценному Грэгору-22. Почти наобум я выбрал роман под названием «Отцы и дети».

Я осилил три главы романа не без труда, но, надо отметить, это оказалось вовсе не так уж страшно и скучно, как я предполагал. Едва закончилась третья глава, фреска впустила меня в родную вселенную Лакерузо, и я с лёгкой душой продолжил просмотр комикса. Но счастье моё продолжалось недолго. Через несколько эпизодов история повторилась: снова выскочили окно и сканирующий зрачок, и фреска потребовала прочитать ещё три главы «Отцов и детей», теперь уже без выбора. Я немного поупирался, попсиховал, но в итоге пришлось согласиться и на эти условия. А что оставалось делать!

И на этот раз облегчение было временным — чёртово окно продолжало выскакивать через каждые три эпизода фрески. Такие скачки с препятствиями продолжались двое суток. Сначала всё это меня жутко злило и раздражало, но потом наступила, видимо, стадия принятия, и я лишь тяжело вздыхал, приступая к чтению очередных глав «Отцов и детей». И в итоге, досмотрев семнадцатый комикс о Грэгоре Фингербое, я дочитал и роман Тургенева.

И странное ощущение сложилось у меня после этого. Я стеснялся признаться себе, но судьба Евгения Базарова тронула меня больше, чем история обожаемого супергероя. С Грэгором ничего нового в новом комиксе не произошло: он победил очередных своих врагов, обманул всех негодяев, спас очередную симпатичную девушку и остался при своём, нацелившись на следующий том фрески. А вот с Базаровым мне пришлось распрощаться навсегда: планов своих он не осуществил, с любовью у него не сложилось, а в конце романа он вообще умер, и никакого продолжения не предполагалось. На душе моей стало от этого немножко неуютно и больно. Наверное, за время чтения я сблизился с Базаровым, он стал мне дорог, и хотя поначалу бесил своими резкими суждениями и менторскими замашками, но к финалу я стал его понимать, он открылся для меня с других своих сторон и... И только я проникся к нему симпатией, как он заболел и умер. Это было несправедливо. Это было неправильно. Я несколько дней ходил и думал об этом. Я думал о том, что Самсон Лакерузо никогда бы не поступил так со своим главным героем, что по сравнению с ним этот Тургенев — никакой не писатель, а дилетант и мошенник, не уважающий чувства своих читателей. И чем больше я так думал, тем сильнее у меня щемило сердце: смерть Евгения Базарова я почему-то переживал как собственное своё горе...

Пока я разбирался с новыми своими ощущениями, «Мысль и Форма» выпустило восемнадцатую серию Грэгора. Я купил её с некоторой опаской — история с нововведением набирала обороты, в адрес издательства сыпались проклятия со всех уголков интернета, от юных читателей всего мира, но издательство продолжало стоять на своём и политику свою менять не собиралось. В новой фреске окно с требованием обязательного чтения появилось уже после второго эпизода. Теперь это был такой своеобразный пароль, дополнительная цена: хочешь продолжения истории — читай школьную программу. (Уже в зрелом возрасте я узнал, что это была глобальная стратегическая схема, разработанная книгоиздателями совместно с лучшими педагогами-словесниками.) На этот раз я выбрал комедию Гоголя «Ревизор». С её чтением вообще не возникло никаких проблем, ведь пьеса очень похожа на комикс, только без картинок — читаешь реплики и представляешь себе произносящих их персонажей. Оказалось, что это очень развивает воображение и тренирует абстрактное мышление. И я так увлёкся, что, когда с Гоголя мне приходилось переключаться на Лакерузо, рисунки казались мне излишними, мешали. И ещё я отметил, что реплики в «Ревизоре» были более остроумными и содержательными, чем баблы в «Грэгоре». В общем, со мной стало происходить что-то странное...

Пьеса положа на комикс без картинок

Когда я рассказал одноклассникам, что прочёл «Отцов и детей» и «Ревизора», меня подняли на смех. Больше всех потешался Славка Мокрый — он не мог в это поверить! Я, конечно, обиделся, но любопытство было сильнее обиды, и я стал выяснять, каким же образом мои приятели обошли блокировку. И выяснилось, что большинство просто не стали досматривать фреску, переключились на другие комиксы, ещё не подпорченные нововведением, кто-то раздобыл пиратскую взломанную копию без всяких всплывающих окон, а Славка — так тот вообще собственноручно написал специальную программу, которая обманывала фреску и перескакивала через эти преграды.

— Ну ты, старик, даёшь! — хохотал Славка. — Ты что, не мог чего-нибудь придумать? Спросил бы меня! Ты что, правда прочитал этот скучный текст этого скучного Чехова?!

— Во-первых, не Чехова, а Тургенева, — защищался я. — Во-вторых, это не текст, а художественное произведение, роман.

— Роман! — Славка скроил такую издевательскую гримасу, что мне стало обидно уже не столько за себя, сколько за «Отцов и детей».

— И в-третьих, — добавил я весомо, — мне совсем не было скучно. И история очень жизненная, и за героев переживаешь, и вообще... Они все там, как мы, — обычные самые люди. И говорят по-человечески, как мы с тобой.

Славка не верил, совершенно не хотел со мной соглашаться. Думал, что я просто пытаюсь найти какое-то оправдание своей непрактичности. И вдруг я нашёл, что предъявить ему в доказательство моей искренности.

— Помнишь, ты рассказывал анекдот про врача? Как он спрашивает: «Больной перед смертью икал?»

— Помню, конечно, — согласился Славка, не понимая, к чему я клоню. — «Больной перед смертью икал?» — «Икал». — «Очень хорошо!» — Славка захохотал. — Этот?

— Ну да, — кивнул я. — Так вот, этот анекдот — из «Отцов и детей». Он есть в книжке.

Славка на секунду смутился, но тут же махнул рукой.

Ну ты, старик, даешь!!!

— Да ладно! — он снова заулыбался. — Это современный анекдот. Из интернета.

— А вот и нет, — настаивал я. — Это старый анекдот.

— Ты хочешь сказать, что этот анекдот придумал Тургенев? — занервничал Славка.

— Тургенев, его, конечно, не придумал, а просто взял из жизни, — объяснил я как можно спокойнее. — Представь себе, но во времена Тургенева жили такие же люди, как мы, и даже анекдоты друг другу рассказывали те же самые.

Славка снова махнул рукой — мол, это ничего не доказывает.

— Я, старик, комиксы смотрю не для того, чтобы увидеть таких же, как в жизни, чудаков, — объяснил он с раздражением. — Мне потому и интересно, что в комиксах совсем другой мир, другие правила, что там всякие чудеса и суперспособности. Какие у Хлестакова суперспособности? Никаких!

— Ну не скажи! — На этот раз завёлся я и уже хотел было развить мысль о суперспособностях Хлестакова (мне было что сказать), но Славка не стал меня слушать.

Он так и остался при своём мнении, хотя искорка сомнения в его глазах промелькнула. Мне показалось, что он с каким-то затаённым испугом прервал беседу, будто бы побоялся, что я его смогу убедить.

После этого разговора я прямо разозлился на Славку. Он, видимо, это почувствовал и через пару дней решил помириться и прислал мне архив с программкой — той самой, для взлома фресок Лакерузо. Но я назло ему решил, что не буду пользоваться этим пиратским инструментом, а продолжу читать то, что мне предложит издательство. Из принципа.

И поэтому девятнадцатую фреску о Грэгоре Фингербое я читал параллельно с «Капитанской дочкой». Я уже принципиально не пытался как-то обойти навязанную схему, читал с интересом и даже находил в романе Пушкина много того, что мне нравилось. Главный его герой, Гринёв, был мой ровесник, и к тому же звали его, как и меня звали домашние, Петрушей. Это было приятно. Я невольно сравнивал себя с ним и пытался найти общие черты. И, надо сказать, находил: между нами было гораздо больше общего, чем между мной и Грэгором Фингербоем!

Писатели разговаривают с мальчиком

Двадцатую, юбилейную, фреску, я ждал с таким нетерпением, с каким не ждал предыдущие. Но, к своему удивлению, я понял, что жду её не ради Грэгора-22, а ради того, чтобы почитать ещё что-нибудь из классики! Не то чтобы я перестал любить Фингербоя, но в моём к нему отношении явно что-то изменилось. Если раньше я мечтал быть как он, представлял, что я буду делать, если однажды вдруг обнаружу суперспособности хотя бы в одном своём пальце, то теперь прежние мечты стали казаться мне детскими глупостями. Я уже знал, что никогда никаких суперспособностей не будет ни у меня, ни у моих пальцев. А вот научиться делать своими пальцами, своими руками что-то дельное, полезное — как, например, Евгений Базаров — я вполне мог. И мне захотелось быть... ну если не похожим на Базарова, то, во всяком случае, научиться размышлять и действовать, приносить пользу окружающим людям, помогать близким — как герои прочитанных мной произведений. И когда я осознал это, я перестал тратить деньги на новые фрески и стал скачивать классические повести и романы с сайтов, где они лежали в свободном доступе. Я увлёкся, втянулся, я страшно полюбил это занятие — читать. Прочитав довольно много книг русских писателей, я принялся за переводную литературу, за зарубежных классиков, потом за современных авторов... Я упивался, я тонул в этом огромном океане нескончаемой человеческой мысли, я наслаждался. И чем больше я узнавал, тем больше мне хотелось узнать, чем больше черпал из этого океана, тем сильнее становилась моя приятная жажда. Сэкономленные на фресках деньги я принялся тратить на покупку учебных программ и курсов лекций по литературоведению, а потом и по другим дисциплинам: по философии, истории, социологии, естественным наукам. И всё это оказалось не менее, а в большинстве случаев даже более интересным и познавательным, чем комиксы про многопалого Грэгора. С каждым курсом, с каждой лекцией, с каждой новой книгой я как будто бы открывал для себя ещё один мир. В моём сознании стала возникать целая вселенная, и вовсе не вселенная Лакерузо, а реальная Вселенная, частью которой была наша планета Земля, и даже я сам был её частью! Тайн, загадок и приключений было в ней не меньше, чем в вымышленных вселенных джи-фресок. Но это были тайны настоящие, не выдуманные, и при желании можно было каждую из них исследовать, а может быть, даже и разгадать, подобрать к ней ключ. Ощущение было захватывающее. Постепенно получение новой информации, новых знаний С каждой новой книгой я как будто открывал для себя еще один мир
стало главным моим увлечением. О комиксах я просто-напросто забыл. Окончив школу с очень приличными отметками, я легко поступил в Универсальную Академию и получил высшее образование: сначала одно, потом ещё одно, досконально изучил прикладную философию, потом занялся пространственно-временной логистикой, фрактальной топонометрией, углубился в проблемы фиксации нестабильных порталов... И вот таким образом двадцатидвухпалый Грэгор Фингербой довёл меня до собственной научной лаборатории, Теории Межвременных Сообщений и наконец — Нобелевской премии. И это ещё далеко не конец моей карьеры, ведь у меня есть ещё несколько перспективных разработок... Кстати, программное обеспечение для нашей лаборатории создаёт мой бывший одноклассник, а ныне доктор программирования Ярослав Мокроусов. Тогда, после нашего разговора на повышенных тонах, он, Славка Мокрый, решил проверить, действительно ли в «Отцах и детях» есть тот анекдот или я его обманул. Хотел меня подловить и обвинить в подлоге. И случайно прочитал весь роман. И ему понравилось. Он долго мне не хотел в этом признаваться, на людях продолжал поддевать меня и высмеивать, пока однажды вдруг не решил сдаться и рассказал мне всё как было. Он, оказывается, тоже полюбил классику, прочитал чуть ли не больше меня и в один прекрасный день понял, что стесняться этого не стоит. И даже поблагодарил меня за то, что всё так получилось. Но я уверил его, что благодарить надо не меня, а Самсона Лакерузо и издательство «Мысль и Форма» — ведь мы со Славкой далеко не единственные люди, которые именно таким образом приобрели суперспособности. Славка однажды мне так и сказал:

— Знаешь, старик, чтобы обладать суперспособностями, совсем не обязательно быть супергероем. Ну скажи честно: разве ребята из нашей лаборатории хуже какого-нибудь Грэгора Фингербоя?

Потом он задумался и добавил со вздохом:

— А вообще-то, Петруша, если судить по большому счёту, то супеспособности у нас с тобой весьма средние.

И я с ним согласился. Потому что встречали мы в своей среде людей такого творческого полёта, такой остроты мысли, что нам до них ого-го как далеко.

Мы со Славкой до сих пор делимся своими читательскими открытиями, потому что мы и сейчас заядлые читатели и всегда находим время для новых книг. Часто спорим, потому что я больше люблю Чехова, а он — Толстого, я — Воннегута, а он — братьев Стругацких...

А ты, мой дорогой друг из другого мира, читал ли какие-нибудь книги?

А ты, дорогой мой друг из другого времени, читал ли когда-нибудь книги? Есть ли у тебя любимые произведения? Что у вас ценят больше — науку или искусство? Как часто у вас в классе проводят тесты на IQ? Кто твой любимый учёный и какую научную дисциплину ты считаешь самой перспективной? В общем, пиши обо всём — нам здесь, в недалёком будущем, очень интересно знать про ваше время как можно больше.

Ты хочешь спросить, куда писать? Это просто. Если ты догадаешься, какой ник я использую в интернете, то сможешь найти мои странички в ваших соцсетях и послать мне весточку сюда, в будущее. Теперь это возможно. Я надеюсь на твою сообразительность и жду.

Твой специальный корреспондент в будущем Пётр Вратарёв

25.10.2064




Константин Арбенин
Художник Александр Яковлев
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»