Сочинения Далее

Наш современник Вильям Шекспир

Не плоть, но дух растрилился в наши дни
И человек отчаянно тоскует.
Ф. Тютчев

Шекспир был величайшим драматургом Англии. Его творчество — вершина литературы эпохи Возрождения. Нет ничего удивительного в том, что в наше время пьесы Шерспира не сходят с подмостков театров мира. Великий драматург говорит в вечном и неизменном, - о человеке, поэтому он всегда современен и востребован зрителем.

Первая биография Шерспира была написана, когда никого из его современником уже не было в живых. Бедность биографических данных привела к возникновению так называемых антишекспировских теорий, т. е. предположений о том, что актер Вильям Шекспир не был на самом деле автором пьес, известных под его именем, что их написал тот или иной из его современником- аристократов, уплативший Шерспиру за право подписываться его фамилией. Сторонники этих теорий приписывали творения Шерспира различным лицам, например, выдающемуся английскому ученому и философу Бэкону или графу Ретленду, в биографии которых ряд фактов совпадает с некоторыми моментами шекспировских пьес.

Но кто бы ни стоял за именем великого драматурга, несомненно, это был человек очень одаренный. Шерспир превзошел современников мастерством построения действия, силой изображения конфликтов, отражающих противоречия эпохи. Он поднял на новую ступень искусство изображения человека, раскрытие человеческих чувств и страстей.

Творческий путь Шерспира продолжается от конца 80-х годов XVI в. и до 1612 г. Обычно литературоведы подразделяют его на три периода. В первый период — 90-е годы XVI в. - Шерспир создает самые жизнерадостные комедии, «исторические хроники», а также трагедию «Ромео и Джульетта». В это же время им были написаны две поэмы и сонеты, изданные позднее — в1609 г.

Ко второму периоду (1601-1608 гг.) относятся наиболее прославленных трагедии Шекспира. В третий период (с 1608 по 1612 г.) Шерспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыденную, иногда сказочную обстановку, сам Шерспир и его современники называли их комедиями.

Я очень люблю сонеты Шекспира. В них звучат темы любви, дружбы, отраженых размышления и жизни, об искусстве, о призвании художника.

Отличительная черта сонетов Шекспира — передача тончайших переживаний человека в красочных, порой неожиданных образах. Примечательны те сонеты, в которых Шерспир восстает против традиции идеализированного изображения женщин, укоренившийся в лирике со времен куртуазной литературы.

Так, в известном 130-м сонете он смело противопоставляет облик своей возлюбленной шаблонному поэтическому портрету красавицы:

Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать...
[...]
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

В 66-м сонете Шекспира дана мрачная оценка нравов окружающего общества, в котором господствует ложь и несправедливость. Эти мысли Шерспир повторяет устами Гамлета в одноименной трегедии. Они ближе к настроениям второго этапа его творчества.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье...
[...]
Все мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!

Что касается ранних пьес Шекспира, в них действуют герои, полные жизненных сил, активно добивающихся своего счастья. Критика Шерспира в этих произведениях направлена преимущественно против феодальных устоев, ставших преградой для человеческой любви.

Именно таково идейное содержание известной трагедии «Ромео и Джульетта». Это поэтическая пьеса о любви по свободному выбору. Столкновение возлюбленных с феодальными предрассудками, родовой враждой и произволом родителей ведет к трагической развязке. Действие пьесы происходит в итальянском городе Вероне, хотя проблематика ее навеяна английской действительностью, однако природа и обстановка Италии прекрасно подходит к ее лирическому сюжету.

Старинная вражда двух знатных семейств, Монтекки и Капулетти, преграждает путь к счастью Ромео и Джульетты, полюбивших друг друга. Ниспровергая феодальные устои, пьеса утверждает, что важно не происхождение, а личность человека. Узнал, что тот, кого она полюбила, - враг ее семьи, Джульетта говорит:

Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.

Любовь представлена в этой трагедии как великое чувство, связывающее людей на всю жизнь, чувство, для которого даже смерть не преграда. Борьба за смою любовь против гнета семьи толкает возлюбленных на героические поступки.

Трагедия преисполнена тончайшего лиризма. Особенно яркие в этот отношении моменты — первое признание Джульетта с балкона, когда ее неожиданно слышит Ромео, пробравшийся в сад, и прощание влюбленных.

Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джульетты. Монах Лоренцо, философ, изучающий природу, помогает влюбленным как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семейств. Плоть от плоти эпохи Возрождения — жизнерадостный Меркуцио, приятель Ромео, с его и икристым остроумием и творческой фантазией. Безвременная гибель Меркуцио вопиет против безумства бесконечной вражды двух семейств.

Печальный конец пьесы призывает людей задуматься над вечной тайной любви и прекратить ненависть и вражду, которые несут миру только разрушение.

Часто смотрят: