Сочинения Далее

Хрупкие плечи абитуриента. "Перлы" из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ

Абитуриентская доля, особенно когда речь идет о поступлении в такой престижный ВУЗ, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, очень нелегка. Какие бы темные слухи ни ходили вокруг приемных экзаменов в университет, как бы родители вчерашнего школьника ни суетились, разыскивая нужного человека, чтобы с его помощью попасть в "нужный" список, самого абитуриента все это не касается — ему предстоит выдержать три-четыре сложных экзамена (в зависимости от выбранного факультета), подготовка к которым, как правило, начинается за год, а то и за два. И несмотря на долгие часы, проведенные за книгами и в компании с высокооплачиваемыми репетиторами, абитуриента, когда он переступает порог аудитории и остается один на один с экзаменаторами, охватывает вполне понятный страх.

Самый, пожалуй, сложный экзамен, который сдается практически на всех факультетах МГУ, это сочинение. На гуманитарных специальностях он — главный, первый по очереди и наиболее ответственный. Оценки за остальные экзамены абитуриенту будут выставлять с оглядкой на оценку за письменную работу по русскому языку и литературе. На технических и естественнонаучных факультетах сочинение пишут во вторую и третью очередь, но и там этот экзамен представляет из себя существенное препятствие для поступающего, просто потому, что будущий физик весь предыдущий год готовился к экзамену по физике, отодвигая чтение и анализ произведений Пушкина и Толстого на второй план. Поэтому нередки случаи, когда при поступлении на технический факультет с высоким конкурсом абитуриенты, успешно сдавшие профильные экзамены, "резались" именно на сочинении.

Следует иметь в виду, что абсолютных критериев оценки качества вступительных сочинений нет. Есть ежегодно складывающаяся ситуация: приемная комиссия каждого факультета по мере сил пытается регулировать соотношение свободных мест и поданных заявлений. Поэтому в случае высокого конкурса проверяющим дается указание проявлять строгость по-максимуму; если конкурс небольшой, некоторые виды ошибок и неточностей разрешается игнорировать. Поэтому "четверка" за сочинение, написанное на, допустим, филологическом факультете МГУ, и та же "четверка" на факультете почвоведения — совсем не одно и то же. Конкурс на филфаке (как и на журфаке, юридическом, историческом, психологическом, философском факультетах) традиционно высок, и чем больше "троек" и "двоек" экзаменаторы выставят на первом экзамене, тем легче потом будет приемной комиссии укомплектовать будущий первый курс нужным количеством студентов, не обижая остальных и не давая им повода для апелляций и судебных исков (как правило, оспорить устный экзамен проще, чем письменный).

Сочинения проводят и оценивают члены экзаменационных комиссий. В них обычно входят преподаватели МГУ с факультетов литературно-языкового профиля — филологического и факультета журналистики, иногда присоединяются сотрудники факультета иностранных языков. Иногда в помощь к ним поступают школьные учителя. Стандартная комиссия состоит из пятнадцати-двадцати человек, часть из которых — филологи, часть — журналисты, часть — школьные преподаватели. Каждая такая комиссия в течение всего хода приемных экзаменов обслуживает от двух до четырех факультетов МГУ (всего их около тридцати).

При этом все построено так, чтобы сами экзаменаторы (и вообще посторонние люди) как можно дольше ничего не знали ни о темах, ни о том, на каком факультете они будут принимать экзамен и кто у них будет старшим. Также в целях секретности после экзамена работы шифруются: абитуриенты подписывают только титульный лист, а собственно работа (чистовик и черновик) после экзамена отделяется от титульного листа, обозначается специальным шифром и передается на проверку. По этой причине поступающим не разрешают подписывать вложенные листы и вообще оставлять на них какие-то специальные метки. К тому же каждый отдельный экзаменатор на проверке имеет дело не более чем с сорока-пятьюдесятью сочинениями, таким образом риск того, что заинтересованный человек пристрастно проверит нужную ему работу, сведен к минимуму. Кроме того, каждую работу в обязательном порядке проверяют два человека, а "двойки" и "пятерки" перепроверяют еще по несколько раз.

Сам экзамен проходит в больших, так называемых поточных, аудиториях различных корпусов МГУ. Если абитуриентов не более ста — ста тридцати человек, они помещаются в одну аудиторию, если больше — разбиваются на группы по сто, сто пятьдесят, двести человек. Все группы пишут работы в один день, в одно и то же время. На экзамен разрешается приносить с собой только ручки и трафареты (для письма на нелинованной бумаге), а также воду и шоколад. При входе в аудиторию абитуриентов допрашивают на предмет наличия мобильных телефонов (списывать по телефону — новшество, появившееся недавно), рассаживают (как правило, через ряд и через место), снабжают бумагой (все листы стандартной формы, со штампом соответствующего факультета).

Перед самым началом экзамена старший экзаменатор обращается к присутствующим со стандартным объявлением. Он спрашивает абитуриентов о самочувствии (до объявления тем больные могут уйти и потом писать с другим факультетом), напоминает, что в аудитории во время экзамена запрещается разговаривать, самовольно покидать свое место, пользоваться шпаргалками, писать ручками красного и зеленого цветов, ручками разных цветов, пользоваться карандашами и резинками, сообщает, что выход из аудитории в туалет разрешен не раньше, чем через два часа после начала экзамена и только в сопровождении дежурных и так далее. Под конец он объясняет правила оформления работы.

Затем наступает самое интересное — на свет появляются темы. Они составляются в ректорате МГУ и экзаменаторам передаются в последнюю минуту, в запечатанном конверте. Темы оглашаются вслух (с этого момента начинается отсчет начала экзамена) и крупно пишутся на доске. Как правило, одна из них касается русской литературы первой половины XIX века, вторая — второй половины и третья — литературы ХХ века. Через четыре часа абитуриенты должны сдать готовые работы.

Срок очень небольшой, учитывая, что поступающему предстоит придти в себя, собраться с мыслями, выбрать тему, написать сочинение на черновике, перечитать и перепроверить его и переписать на чистовик. При этом далеко не все готовились именно к тем темам, которые были объявлены, не все понимают постановку тем, не все уверены в своих знаниях настолько, чтобы немедленно приступить к работе. Поэтому первые полчаса у основной массы абитуриентов уходят на то, чтобы справиться с волнением и сосредоточиться. Потом аудитория успокаивается, абитуриенты погружаются в работу.

Большая часть поступающих честно сражается с темой один на один; меньшая часть полагается на разговоры с соседями и на шпаргалки. И то и другое экзаменаторы, присутствующие в аудитории (обычно три — пять человек), пресекают. Особенно болтливых отсаживают, чтобы они не мешали другим, шпаргалки ловят и провинившихся безжалостно выставляют с экзамена (это автоматически означает "двойку" и непоступление в университет).

Техника пользования шпаргалками за последние годы не претерпела значительных изменений — разве что появились карманного формата издания типа "Золотых школьных сочинений", которые удобно проносить с собой на экзамен. Но, во-первых, в этих изданиях публикуют полную чушь (которую, даже если перепишешь, легко могут оценить на "тройку" или "двойку"), а во-вторых, даже заучивание "золотых" сочинений на память не гарантирует, что тема, предложенная на экзамене, совпадет с опубликованной хотя бы на тридцать процентов.

Кроме того, экзаменаторы, которые во время экзамена ходят по рядам, — профессиональные преподаватели МГУ, принимающие по две сессии в год и легко замечающие списывающих. У такого человека, как правило, специфический вид — или чересчур напряженный, или чересчур активный. Любителей шпаргалок подводят нервы — риск очень высок, а вчерашние школьники не настолько хорошо владеют собой, чтобы в течение четырех часов убедительно играть роль человека, выдумывающего сочинение из головы. Как правило, экзаменаторы сразу чувствуют напряжение в том или ином углу аудитории и засекают подозрительных. Остальное — дело техники, у каждого преподавателя имеется свой набор охотничьих приемов. Впрочем, нет правил без исключений, и кому-то списывать все же удается — но чаще всего там, где у экзаменаторов нет установки на строгое "прореживание" абитуриентов.

После того как все работы сданы и зашифрованы в приемной комиссии, начинается проверка. В зависимости от количества сочинений она длится два-три дня. Экзаменаторам предстоит оценить грамотность автора каждой работы и то, насколько он разбирается в литературном материале и умеет внятно излагать свои мысли. "Пятерки" ставят крайне редко — для этого работа должна быть идеальной. Такое сочинение может написать только человек безусловно грамотный, с хорошо поставленным стилем, твердо знающий русскую литературу и неплохо владеющий литературоведческими понятиями. Пять-шесть "пятерок" на поток, даже многочисленный, — редкость. Ни одной "пятерки" — норма.

Самый сложный случай — относительно грамотная работа, с хорошей "дробью", но написанная не по теме. "Дробь" — это соотношение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок (кроме них учитываются также ошибки фактические и логические). Работа с "дробью" 0/1/0 или 0/0/1 еще может претендовать на "пятерку", а, скажем, 3/3/2 или 4/1/1 — это уже верная "тройка". Для того чтобы получить "двойку", достаточно сделать пять орфографических, или шесть пунктуационных, или шесть грубых стилистических ошибок. Однотипные ошибки отмечаются и "обнуляются", то есть в дробь засчитывается только первая из них.

К каждой работе проверяющий пишет рецензию — когда краткую ("Тема не раскрыта, автор работы в недостаточной степени владеет литературным материалом, в работе много ошибок"), когда развернутую, если надо доказать, что, несмотря на общую грамотность, абитуриент писал не по теме. Тут в ход идет литературоведческая терминология, учитывается количество словесных и смысловых повторов, общих и совершенно не нужных рассуждений (вроде "Александр Сергеевич Пушкин — гениальный русский поэт и писатель первой половины девятнадцатого века. Мы до сих пор с удовольствием читаем его произведения. Они учат нас быть честными, умными и достойными."), умение абитуриента мыслить и излагать свои мысли, его знания материала и так далее. Развернутых рецензий требуют и работы, получившие "четверку" или "пятерку" — тут, напротив, надо доказать, что данное сочинение по праву претендует на высокую отметку.

Наконец, все работы проверены и все оценки выставлены. Начинается следующий этап письменного экзамена — показ. Каждый абитуриент имеет право в установленное время придти и посмотреть, какие ошибки экзаменаторы нашли в его сочинении. Добрая половина из поступающих на показе хватается за голову — они, безусловно, знали правила и не наделали бы столь глупых и очевидных ошибок, если бы у них было больше времени, если бы не экзаменационный стресс, если бы не нервы... Что поделаешь, экзамен есть экзамен.

Те, кто недоволен рецензией или "дробью", имеют право подать апелляцию, изложив свои претензии в письменном виде. После показа собирается апелляционная комиссия, которая рассматривает каждое заявление. Сразу следует сказать, что апелляции удовлетворяются редко. Среди абитуриентов немало людей, которых родители настраивают на борьбу до конца — получил "двойку", все равно иди на апелляцию, бейся, доказывай, что ты прав, авось, поможет. Как правило, не помогает. К тому же на апелляции, после еще одной пристальной проверки, в работе могут найти новые ошибки и не повысить, а понизить оценку.

Лишь после этого экзамен считается законченным — абитуриенты готовятся к очередному испытанию, экзаменаторы — к приему очередного потока экзаменуемых. Или все радуются, что очередная лихорадка, связанная с летним поступлением в МГУ, осталась позади. Каков бы ни был результат.

Поэтом быть ты не обязан, но гражданином должен быть Ну и, конечно, "перлы" — без них не обходится ни один письменный экзамен по русскому языку и литературе. Порой та или иная работа производит такое впечатление, будто автор лишь вчера впервые взялся за перо, настолько неуклюже он владеет письменной речью. Но пусть читатель вспомнит свои собственные выпускные или вступительные сочинения, пусть учтет, что абитуриенты в течение четырех часов борются не столько с русским языком, сколько со своим волнением и общим экзаменационным стрессом, и пусть он не будет строг к авторам нижеследующих высказываний...

В этом году на вступительных экзаменах ряда факультетов МГУ были предложены темы по творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова. В целях человеколюбия мы приводим отрывки из сочинений абитуриентов без учета их специфической орфографии и пунктуации.

В лицее из кучерявого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Кстати, эта фраза — из "Золотых сочинений", встретилась несколько раз на разных потоках.

Допустим, в лицейский период жизнь Пушкину казалась веселой и беспроблемной, а уже после лицея он понял, что это не так.

Но параллельно с эволюцией в гражданской лирике у Пушкина обнаруживаются агрессивные взгляды в плане политического строя.

"Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастет народная трава..."

Не стало великого гения... А его стихотворения актуальны и по сей день. Они пробудили во мне патриота, взирающего на страну как кузницу талантливых людей. Я постараюсь построить свою жизнь в срезе великих идей и замыслов.

Пушкин верит в светлое будущее России и понимает, что его юность прошла и пора как-то проявить себя.

Увидев реальную картину деревенской жизни, Пушкин невольно начинает переход от романтизма к реализму.

Пушкин-реалист, набравшись опыта, понимает, что жизнь совсем не прекрасна, как он раньше думал.

Литература закостенела, она умирала, выставив всему миру напоказ свой вывалившийся и почерневший язык.

Пушкин был первым, кто преступил границы жанров, он разрушил стены тюрьмы, его убили тюремщики, но, черт побери, если волной крови, хлынувшей из его разорванной груди, не смыло целую армию этой, трупного вида, шагающей плоти, именовавших себя литераторами.

Стихи Пушкина рождались больными и недоношенными.

И все так же в наше время встречаются Софьи, которые из-за правил в обществе не идут к своим Чацким, а наоборот — отвергают их. А после этого идут к своим Молчалиным и надеются на вечную любовь и преданность друг другу.

Если бы царь знал, что эта женщина замужем, он бы не позволил Кирибеевичу ее трогать.

Эпиграфом к своему сочинению я взяла слова М. Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен.

Жизненным предназначением М.Е. Салтыкова-Щедрина было донесение до народных масс всего того, что происходит вокруг: несправедливости, лицемерия, подлости и непонимания людьми друг друга.

После выстрела пистолетом в потолок посыпались деньги, и множество рук потянулось за летящими бумажками. Писатель снова использует сатиру, когда рисует картину большого скопления голов, рук и тел, извивающегося по направлению к деньгам.

Поразительно, до каких высот доходит воображение Михаила Булгакова.

Булгаков — писатель, вошедший в умы многих читателей, он в своем романе "Мастер и Маргарита" с особой точностью отразил изображение московского быта. Ярким примером этого изображения является московская "интеллигенция", где каждый из людей принадлежит к разным кругам общения, но вместе составляющие нашу "проблему". Из этого вытекает, что все они занимаются тем делом, которое для них не имеет ни малейшего значения.

А тот факт, что Иван Бездомный купался в Москве-реке, говорит о еще хорошей экологии города.

Итак, жизнь и быт москвича тридцатых годов разнообразен. Живет он, скорее, в коммунальной квартире, в большом мегаполисе. Он может культурно отдохнуть, поесть в ресторане, имеет множество других возможностей. Но его жизнь и его быт во многом зависят от других людей. А это, к сожалению, создает для него множество новых проблем.

Самые популярные сочинения


© 2001 - 2024 Все права защищены