Архив журнала для детей Костер

Август 2016 года

Журнал Костер. Август 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос

Рубрика Вот в чем вопрос



Колыбель русского флота


Как могло случиться, что озеро в лесном краю стало колыбелью русского морского флота? А вот как.

Когда Петр Великий был отроком, в своем сельце Измайлово под Москвой он обнаружил старый английский ботик, небольшое парусное судно. Судно отремонтировали и торжественно, под звуки труб и барабанов спустили на воду. Встречали его две роты почетного караула, многочисленные слуги и, конечно, любопытные ребятишки. Петр учился управлять суденышком, плавая на нем по Измайловским прудам, рекам Яузе и Москве. А потом эти пруды и реки стали для него малы. Летом 1688 года приехал Петр в Переславль-Залесский на Плещеево озеро, а к весне следующего года, ко времени вскрытия льда, под руководством голландского корабела Брандта здесь были построены малые суда «потешной флотилии» &mdash основоположницы Военно-морского флота России.

Петр сам работал на верфи наравне с настоящими плотниками. Трудился он неустанно, ночевал у костров, следил за заготовкой леса, досок, гвоздей и скобок, веревок и парусины.

Следующий раз в Переславль ему удалось приехать через два года. На горе Гремячей, возле старинного села Веськова, были приготовлены для него «потешный дворец» и «деловой двор» — верфь для постройки малых судов, а большие строили на лугу возле озера. У берега стояли уже готовые корабли. К 1692 году на воду было спущено около сотни кораблей, и среди них 30-пушечный фрегат «Марс». Еще год Петр плавал по Плещееву озеру, а потом уехал строить военные корабли к морю, в Архангельск.



Петр Первый на ботике


Когда в 1722 году Петр захотел взглянуть на переславльскую флотилию, она имела печальный вид. Разгневался царь и велел воеводам сохранить остатки кораблей, яхт и галер. И все же не удалось сберечь флотилию. Она погибла в пожаре. Чудом уцелел только дубовый бот «Фортуна», по преданию, построенный самим Петром. Сохранился и ботик из села Измайлова, первое судно, на котором плавал Петр Первый. Оба маленьких драгоценных суденышка Петра Великого живы и сегодня.

Специально для «Фортуны» в 1803 году на горе Гремячей был построен один из первых провинциальных музеев России. А ботик «дедушку русского флота» — еще при Петре, в 1721 году, доставили из Переславля в Санкт-Петербург. На большом морском параде девятнадцать огромных линейных кораблей и четыре фрегата стояли линией, приветствуя крошечный ботик. На веслах его сидели четыре адмирала, а Петр зарядил четыре крошечных пушечки и дал залп, похожий на хлопок пробки от шампанского. В ответ все пушки на кораблях и в гавани загремели салютом. А потом для ботика в Петропавловской крепости построили специальный Ботный дом.




Елена Матвеева
Художник Лев Колов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»