Архив журнала для детей Костер

Июль 2008 года

Журнал Костер. Июль 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


К 220-летию Гогландского боя

Конкурс Жил отважный капитан

На набережной Невы есть замечательный по своей выразительности памятник. Задумчиво стоит мореплаватель Иван Крузенштерн, слегка склонив кудрявую голову, а за его плечами сияют солнечными бликами вечно спешащие куда-то волны. Морской памятник в морском городе. Но мне кажется, что памятников настоящим мореплавателям и капитанам могло быть и больше.

Под флагом России. Пока держится мой корабль

Я хочу рассказать о человеке, имени которого не найдешь в энциклопедии, для многих его судьба так и осталась «неизвестной страницей» нашей истории. А человек это был удивительный. Настоящий капитан! Именно он стал вдохновителем первого кругосветного путешествия, на него равнялся юный Иван Крузенштерн, его боготворил, с ним мечтал пуститься в далекое плавание. Имя этого отважного капитана — Григорий Иванович Муловский.

В царствование Екатерины Великой, когда русский флот обрел славу и мощь, именно Григорию Ивановичу по решению царицы предстояло возглавить первую русскую кругосветную экспедицию. В то время Иван Крузенштерн и его друг Юрий Лисянский были кадетами морского корпуса. Они мечтали о кругосветном путешествии и очень хотели встретиться с Муловским, чтобы упросить отважного морского офицера взять их с собой, но судьба распорядилась иначе.

В 1788 году началась война России со Швецией. К нашим берегам двинулся могучий флот короля Густава Третьего. Императрица отдала спешное распоряжение о срочной подготовке русской эскадры. Но офицеров не хватало. Тут и вспомнили о юных воспитанниках кадетского морского корпуса. И мальчишек произвели до срока в мичманы, они вошли в офицерский состав флота. Что это значило в действительности? То, что в войну официальным решением были втянуты дети. Юрию Лисянскому, например, когда он попал мичманом на фрегат «Подражислав», было всего… четырнадцать лет! Мичману Ивану Крузенштерну — на три года больше. Фактически — сегодняшние 8-11-классники!

Крузенштерна определили на линейный корабль «Мстислав», где он и встретился со своим кумиром — Григорием Ивановичем Муловским. Но тогда, увы, не было времени для разговоров о кругосветном плавании. Впереди были страшные битвы.

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Нашей эскадрой командовал герой Чесменского сражения адмирал С. К. Грейг. Эскадры выстроились в линию — одна напротив другой. У нас было 17 линейных кораблей (1220 пушек) и 8 фрегатов, у шведов— 15 линейных кораблей (1336 пушек) и 8 фрегатов. Почти равные силы. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Но за дело взялись пушки. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга. Сказать, что это было страшно, — значит не сказать ничего. Наша эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за нами, самый мощный шведский корабль — «Принц Густав» — сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав» под командованием Муловского. Положение корабля было тяжелым — палубы, скользкие от крови, трюмы, переполненные водой, хлынувшей в пробоины, стоны раненых… Но «Мстислав» отважно шел за адмиральским кораблем Грейга, а команда навсегда запомнила слова своего капитана Муловского: «Пока мой корабль держится на воде, он не отстанет от своего адмирала!»

Тина СОРОКОПУТ

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля, Григория Ивановича Муловского. Муловский оценил по заслугам храбрость юноши, его преданность морскому делу и обещал взять Ивана в кругосветную экспедицию. Но экспедиции Муловского так и не суждено было состояться. Отважный капитан погиб в одном из морских сражений за год до подписания мирного договора со Швецией… На долгие 15 лет идея кругосветной экспедиции была забыта всеми, кроме верного ученика Муловского — Ивана Крузенштерна. Шли годы, сменялись на русском престоле императоры, но мечта продолжала жить. И 7 августа 1803 года русские корабли «Нева» и «Надежда» положили начало первой русской кругосветной экспедиции, выйдя из Кронштадта в открытое море. Великое свершение, замысленное отважным капитаном Григорием Ивановичем Муловским, стало реальностью. О чем думал Иван Крузенштерн, стоя на палубе своего корабля, слегка склонив кудрявую голову, когда за его плечами сияли солнечными бликами вечно спешащие куда-то волны? Мне кажется, что он вспоминал человека, который должен был возглавить первую русскую кругосветную экспедицию еще в 1788 году и которому помешала осуществить мечту всей жизни жестокая война. Но он все-таки был — отважный капитан Григорий Муловский, он бесстрашно сражался под флагом России, а значит, в истории нашей Родины навсегда осталось и его славное имя.

Тина СОРОКОПУТ, 15 лет, школа № 238, Санкт-Петербург




Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»