Архив журнала для детей Костер

Апрель 2014 года

Журнал Костер. Апрель 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Герои неземных стихий

12 апреля — ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРЫЛАТОМ ПОЕЗДЕ

К. Э. Циолковский на велосипеде

Среди многочисленных идей основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского есть одна, оставшаяся забытой. Исследователи творчества ученого если и говорили о ней, то вскользь, вероятно, потому, что уж очень фантастически выглядит эта идея.

К. Э. Циолковский

Прыжок через горы

Даже в наш, космический, век не так-то легко поверить в осуществимость этого грандиозного проекта. Между тем, К. Э. Циолковский рассматривал свой летающий поезд как вполне возможный транспорт будущего, хотя бы и далекого.

В то время, когда поезда преодолевали за час всего 50–60 километров, а самолеты — 250–300 (и это считалось большим успехом), Циолковский мечтал о движении поездов со скоростями 700, 800, 1000 километров в час. Расчеты его простирались и дальше, до утроенной скорости звука!

При столь огромной быстроте движения, утверждал Циолковский, поезд приобретет способность с разгона, по инерции, «без всякого усилия тяги», пролетать десятки километров. С разбега переноситься по воздуху через болота, реки, озера и пропасти, перепрыгивать не только через повстречавшиеся на пути возвышенности, но и через самые высокие горы. А преодолев очередную преграду, он должен снова точно опуститься на бетонную дорогу и опять, удерживаемый на весу воздушной подушкой, слоем сжатого воздуха между ним и дорогой, помчаться дальше с той же чудовищной скоростью.

Необходимы крылья!

«Не нужно будет, — писал Циолковский, — мостов, туннелей и больших земляных и горных работ». По его расчетам (сведенным в длинные, подробные таблицы), при скорости в 360 километров в час летающим поездом «одолеваются холмы в 500 метров высоты». При скорости в четыре раза большей «поезд взбирается от уровня океана на высочайшие горы Земли», а его скачок в горизонтальном направлении достигнет 24 километров.

Выход он видел в том, чтобы снабдить поезд крыльями с самолетными органами управления. При движении по земле крылья будут убраны, а перед прыжком — выдвигаться из корпуса поезда.

Крылатый поезд перелетает через горы. Рисунок К. Э. Циолковского

Да и освоение столь необычного вида транспорта будет происходить постепенно, начав с более простого. «Разумеется, начнут с опытов, с малых скоростей, — писал Циолковский. — Останутся сначала и мосты, и туннели».

Забытые рисунки

Еще летом 1924 года А. Л. Чижевский — известный ученый — впервые услышал от Циолковского об удивительном виде транспорта. «Скажу откровенно, — писал Александр Леонидович много лет спустя, — мне это показалось фантастикой». Однако именно он, Чижевский, стал горячим сторонником смелой идеи.

Было решено опубликовать несколько научно-популярных статей о летающем поезде. Циолковский сделал несколько эскизов. Эти бегло набросанные рисунки до сих пор хранятся в Архиве Российской академии наук.

На одном из них изображен обтекаемой формы поезд. Он удивительно похож на сверхскоростные поезда нашего времени. На других эскизах поезд с выдвинутыми крыльями перелетает через пропасть, реку, высокую гору. «Довольно одной быстроты, — замечает ученый в надписи к рисунку. — Крылья только для регулирования движения».

«А где же здравый смысл, где?»

К сожалению, ни эти рисунки, ни объяснения к ним так и не понадобились. Все статьи, по словам Чижевского, «стали достоянием архивов». Очень уж дерзкой казалась редакторам журналов мечта Циолковского о сверхскоростном экспрессе, перелетающем через горы, способном за полчаса домчаться из Москвы до Петербурга, за десять часов преодолеть расстояние от полюса до экватора и менее чем за двое суток совершить кругосветное путешествие.

Французский поезд на воздушной подушке «Орлеан»

Один из научных рецензентов (как писал Чижевский, «известный в то время ученый»), краснея от возмущения, сердито выговаривал: «Вздор, вздор! Расчеты — это еще не практика. А где же здравый смысл? Вы понимаете: здравый смысл! Где он?»

Сам Циолковский рассматривал свои расчеты и прогнозы только как первые наметки. Он писал: «Изложенное о поезде не может сейчас иметь практического значения по теоретической и технической незаконченности. Но за будущее ручаться нельзя. Я просто хотел исследовать мало-мальски этот вопрос, насколько он имеет ценность хотя бы в одних расчетах».

Впереди своего века

Идея летающего поезда Циолковского слишком опередила время (как и многие его идеи). Только сорок лет спустя французским инженерам удалось построить первый в мире ПВП — поезд на воздушной подушке — «Аэротрейн-01». Недалеко от Парижа была проложена железобетонная дорога, по которой со скоростью до 200 километров в час двигался этот маленький вагон, рассчитанный всего на четырех пассажиров. Позже французами был создан ПВП «Орлеан», вмещавший уже 80 пассажиров.

Но как им еще далеко до летающих экспрессов калужского мечтателя! Многие идеи К. Э. Циолковского осуществились на практике и ныне уже никого не удивляют. Так, может быть, настанет время и для этой захватывающей дух идеи? Пусть не скоро, пусть не сразу, но все же настанет?

Коллаж художника Елены Эргардт


Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»