Архив журнала для детей Костер

Апрель 2011 года

Журнал Костер. Апрель 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

Что бывает, если в школу не ходить?

Один мальчик в школу не ходил — мама его забрала через два месяца после начала занятий в первом классе. Однажды на простой вопрос, сколько будет один плюс один, мальчик ответил: «Один», — и пояснил: «Если к одной чашке воды прибавить другую, будет одна чашка, только в два раза больше». Учитель назвал мальчика «тугодумом». Тогда мама, бывшая учительница, решила обучать сына сама. Правда, не по программе первого класса. Она читала ему книги о науке. В 10 лет мальчик оборудовал в подвале родительского дома лабораторию и проводил в ней химические и физические опыты. Отец стремился «оторвать» сына от экспериментов: за каждую прочитанную книгу по истории давал пенни. Мальчик читал книги, копил деньги и покупал реактивы для своей лаборатории.

Т. Эдисон

В 12 лет мальчик отправился работать, продавать в поездах газеты и конфеты. Время между рейсами мальчик проводил в городской библиотеке. Он решил перечитать все имеющиеся там книги. Эксперименты мальчик тоже не забросил, оборудовав лабораторию в багажном вагоне. Там же он соорудил печатный станок и выпускал первую в мире газету специально для пассажиров. Он был ее единственным автором и наборщиком. А по вагонам газету разносили сверстники. Как-то раз в вагоне-лаборатории случился пожар, и мальчика выгнали с работы. Теперь ничто не мешало изобретать. Можно было создавать прибор для записи звука, совершенствовать лампочку, телефон, телеграф, кинокамеру, да мало ли что еще нуждалось в улучшении? До сих пор составляют мировой рекорд 1093 патента на изобретения, полученные в США, и почти 3000 за рубежом. Звали мальчика Томас Эдисон. «Я смог стать изобретателем, потому что не ходил в школу», — написал Эдисон в конце жизни.

Другой мальчик в школу ходил совсем недолго. Семья кузнеца из лондонского предместья была такой бедной, что дети раз в неделю получали помощь от протестантской общины — булку, одну на всех. В 13 лет мальчик поступил в ученики к переплетчику книг и стал читать все, что переплетал, особенно книги по физике и химии. Из этих книг он впервые узнал об электричестве.

Однажды в мастерскую зашел профессор и, к своему удивлению, застал молодого переплетчика за чтением солидного научного фолианта. Он подарил переплетчику билеты на четыре лекции знаменитого химика Дэви. Молодой человек законспектировал лекции, красиво переплел и отправил Дэви вместе с письмом, гласившим, что его автор хочет заняться наукой, но не знает — как. Дэви пригласил переплетчика в ассистенты, а позже говорил, что из всех его открытий самым значительным был Майкл Фарадей.

Мы живем в век электричества и так к нему привыкли, что и не вспоминаем, откуда оно берется. Между тем, в природе электричества почти нет. Если бы мы задумали построить электростанции на естественном электричестве, нам пришлось бы ловить молнии в небе, скатов в море или долго тереть кусочки шерсти друг о друга. Искусственная выработка электричества стала возможной после открытия закона электромагнитной индукции. Открыл закон Фарадей. Даже страшно подумать, что было бы с людьми, если б Фарадей не книжки в детстве читал, а в школу ходил…

Но обязательно ли не ходить в школу, чтоб потом кое-что получалось неплохо? Пожалуй, не обязательно. Хотя точно неизвестно.




Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»