Архив журнала для детей Костер

Апрель 2010 года

Журнал Костер. Апрель 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

МОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ — КАК УЧЕНЫЕ ИССЛЕДУЮТ ДРЕВНИЕ КОРАБЛИ?

Морская газета

В нескольких последних номерах мы рассказывали о древних судах — древнегреческих, финикийских, поморских, судах викингов. Но откуда берутся наши знания о кораблях прошлого? Почему мы считаем, что тот или иной корабль выглядел именно так, а не иначе?

Древние корабли

Изучением древних судов, каким-то образом сохранившихся на дне моря, занимается специальная наука — морская археология. Кроме того, иногда ученому доступны и древние изображения кораблей — например, на предметах или стенах дворцов.

Как только заходит речь о затонувших старинных кораблях, сразу же приходят на ум пираты и сокровища. Действительно, известны находки поражающих воображение подводных кладов — например, на испанских галеонах, перевозивших золото из Америки. Однако гораздо чаще в поле зрения морских археологов попадают рядовые труженики моря — торговые суда, затонувшие в шторм, или военные корабли, погибшие в сражениях.

Бывало и так, что корабли затапливали специально — чтобы они не достались врагу, или с целью преградить противнику путь в порт. Именно так оказалась на морском дне знаменитая датская флотилия кораблей эпохи викингов, найденная на дне бухты Скульделев (там обнаружили сразу пять судов!).

Иногда корабли под водой сохраняются хорошо. Такой корабль можно попытаться извлечь из воды целиком (в бухте Скульделев для этого даже осушили небольшой участок моря), пропитать корабельное дерево особым составом — чтобы не разрушалось на воздухе, а затем выставить в морском музее. Для больших кораблей музеи строят специально. Такой музей построен, например, для знаменитого шведского корабля «Васа», поднятого в 1961 г.

Но, увы, куда чаще морская вода и подводные течения разрушают корабли, и они доходят до нас в виде множества разрозненных деталей. Такие корабли тщательно фотографируют, по размерам и отдельным деталям определяют их тип, иногда поднимают с таких кораблей некоторые особенно ценные предметы, например, пушки.

Древние корабли Древние корабли Древние корабли Древние корабли


ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ — 65 ЛЕТ!

Приближается годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и мы поговорим о подвигах советских военных моряков, которые сделали для общей Победы очень многое. Там, где линия фронта упиралась в море, флот защищал фланг сухопутных войск. Моряки охраняли морские коммуникации — пути сообщения, по которым перевозились военная техника и продовольствие. Морские пехотинцы высаживались в тылу врага, освобождали наши приморские города. «Черной смертью» называли гитлеровцы нашу морскую пехоту, наводившую на них ужас. Советские подводники срывали вражеские морские перевозки. Много десятков боевых и транспортных кораблей врага отправили на дно моря наши подводные лодки. Летчики морской авиации топили вражеские корабли бомбами и торпедами, прикрывали с воздуха наши караваны транспортов. Во время блокады флот защищал Ленинград. Когда гитлеровцам не удалось занять наш город, они пытались уничтожить его бомбежками и артиллерийскими обстрелами. Орудия балтийских кораблей били по немецким батареям тяжелыми снарядами, вынуждали вражеские пушки замолчать или вызывали огонь на себя. Ладожская военная флотилия обеспечивала перевозки в осажденный город через Ладожское озеро и эвакуацию мирных жителей Ленинграда. Моряки сражались не только на морях, но и вдали от них. Речные флотилии вместе с войсками Красной армии сражались на Волге и Днепре, освобождали Белоруссию, штурмовали Берлин — перевозили наступающие части через реку Шпрее. Моряки Тихоокеанского флота воевали под Москвой и на рубежах Сталинграда. Более шестисот моряков удостоились в годы войны высшей награды — звания Героя Советского Союза, а некоторым это звание было присвоено дважды. Среди героев — катерники и морские разведчики, подводники и морские летчики. Многие герои навечно занесены в списки тех частей, где они сражались.

НАША РЕГАТА

Вопрос нашей Регаты тоже связан с Великой Отечественной войной.

Двести пятьдесят дней пытался враг захватить эту морскую крепость. Два тяжелых штурма отразили защитники, и лишь с третьей попытки, ценой огромных потерь, врагу удалось занять город. И всего за пять дней эту крепость освободили советские моряки. Требуется назвать крепость и дату ее освобождения.

Ответ на задание из №3, 2010 г.

Интересное для морских археологов место вблизи Петербурга — это Выборгский залив. Речь идет о Выборгском сражении, самом большом морском сражении Русско-шведской войны 1788-1790 гг. Русская эскадра, которой командовал адмирал Василий Яковлевич Чичагов, заперла шведский флот в Выборгском заливе. В конце июня 1790 г. шведы пошли на прорыв, им удалось уйти, но многие шведские корабли погибли или попали в плен.

ИЩЕМ ДРУЗЕЙ!

Клуб юных моделистов «ПАРУС» из города Кисловодска ищет единомышленников: клубы, кружки, секции судомоделистов и юных моряков для обмена творческим опытом, материалами, литературой, чертежами кораблей. Адрес Клуба: 357748, г. Кисловодск, Ставропольский край, ул. Школьная, 86А. КЮМ «ПАРУС», руководитель Клуба Круглов Валентин Николаевич, контактный телефон: (87937) 6-03-22. Клуб ждет писем от друзей и единомышленников!




Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»