Архив журнала для детей Костер

Март 2010 года

Журнал Костер. Март 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Необычные музеи

Вы никогда не пробовали объяснить кому-нибудь, что такое музыка? В одном из своих писем Петр Ильич Чайковский определил музыку как «мелодию, гармонию и ритм», а композитор XIX-го века Александр Серов сказал о музыке так: «Это язык души, это область чувств и настроений, это — в звуках выраженная жизнь души». А хотите услышать этот самый загадочный и волшебный «язык души»? Тогда давайте отправимся в один необычный музей.

Музей музыки по праву считается одним из самых удивительных музеев Санкт-Петербурга. В нем собраны уникальные музыкальные инструменты — подлинные произведения искусства. Глядя на некоторые из них, иногда и не догадаешься, что такой удивительный предмет способен издавать пленительные звуки!

Вот, например, скрипка. Но не простая, а… гвоздевая! Слышали о такой? Это полукруглая деревянная дощечка, по краям которой вбиты обычные гвозди. Играют на странной дощечке при помощи деревянного смычка, и это единственная причина, по которой этот предмет называется скрипкой.

А вот не менее интересный музыкальный инструмент — струнная гитара в виде полумесяца. Такая гитара была создана специально для английских барышень XVIII века. Уникальность этой гитары в том, что сбоку к ней приделаны клавиши, позволяющие юным леди беречь свои нежные пальчики от жестких струн гитары. Этот необычный инструмент когда-то украшал спальню одной из придворных дам британской королевы!

Есть в музее и уникальные трубы, заказанные самим Верди для его оперы «Аида». Вид у них и правда необычный: они не изогнуты, как полагается трубам, а вытянуты во всю длину и достигают трех метров! Зачем композитору понадобились такие гиганты? Нет, Верди вовсе не собирался размещать их в оркестровой яме, напротив, трубам была уготована роль артистов — они играли прямо на сцене. Чтобы трубы можно было разглядеть даже с галерки, композитор и придумал изменить их форму.

Музыкальные инструменты

А этот музыкальный инструмент и вовсе похож на обычные стеклянные блюдца. Играют на нем, проводя по краям блюдечек мокрым пальцем. Думаете, это несерьезное развлечение? Ничего подобного! Такой «кухонный набор» звучит в опере Доницетти «Лючия ди Ламермур». Есть в музее и стеклянная флейта с серебряным механизмом, с инкрустированными самоцветами крышками клапанов. Тоже играющая!

Вот уникальная коллекция аккордеонов, сделанных более трех столетий назад. Один из них легко уместится на ладошке. А при взгляде на коллекцию русских балалаек, расписанных древнерусским орнаментом, невольно вспоминаются старые добрые сказки о русских богатырях и прекрасных царевнах.

Один из самых удивительных экспонатов — русский роговой оркестр. Каждый рожок оркестра мог играть только одну ноту, но все вместе легко справлялись с сочинениями Баха. Музыкантами в таком оркестре были крепостные или солдаты, люди бесправные. Говорят, что некоторые музыканты теряли рассудок, посудите сами, каково это: всю жизнь выдувать только ноту «до» или ноту «ре». Другое дело — рыцарские рожки, выточенные из кости. Интересно, как звучали они?

Словом, всех, кто хочет попасть в «область чувств и настроений» и услышать «в звуках выраженную жизнь души», ждет масса открытий в необычном петербургском Музее музыки, расположенном в Шереметевском дворце («Фонтанный дом»), на набережной реки Фонтанки, 34. Весна и музыка… Что может быть прекрасней?




Ксения Астраханцева
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»