Архив журнала для детей Костер

Март 2008 года

Журнал Костер. Март 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ

Живописцы всех эпох стремились увековечить своих современниц. Особенно незабываемы прекрасные облики, глубокие и сильные характеры, трагические и счастливые судьбы русских женщин, оставивших след в истории и культуре.

Один из лучших портретистов «века русского Просвещения» — Федор Рокотов. Его легкий мазок, делающий незаметными переходы от одного цвета к другому, изысканная колористическая гамма придавали пленительную трепетность женским образам. Царствование Екатерины II являло блистательную эпоху, когда, по словам современника, Россия «становится державой европейской, а Петербург занимает видное место между столицами образованного мира...». Российская императрица 34 года была монархиней огромного государства и по праву заслужила титул Екатерины Великой. Рокотов написал один из первых ее парадных портретов, получивший одобрение самой императрицы.

К вершинам русского портрета принадлежит изображение красавицы-аристократки графини Юлии Самойловой. Великий Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха. На портрете Самойлова в наряде королевы покидает костюмированный бал. Рядом приемная дочь Амацилия Пачини. Красный взвившийся занавес отделяет ее от маскарадной суеты.

Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II

Ф. Рокотов.
«Портрет Екатерины II»,
1770 г.
К. Брюллов. Портрет графини Юлии Самойловой

К. Брюллов.
«Портрет графини Юлии Самойловой»,
1843 г.
В. Серов. Портрет артистки М. Ермоловой

В. Серов.
«Портрет артистки М. Ермоловой»,
1905 г.
Н. Альтман. Портрет Анны Ахматовой

Н. Альтман.
«Портрет Анны Ахматовой»,
1914 г.
З. Серебрякова. Автопортрет с кистью

З. Серебрякова.
«Автопортрет с кистью»
1924 г.
К. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде

К. Петров-Водкин.
«1918 год в Петрограде»,
1920 г.

Гордость русского театра, Мария Ермолова с детства стремилась стать «первой актрисой». У нее был неповторимый голос удивительного тембра, и когда она играла на сцене Малого театра, публика аплодировала ей стоя. На портрете Валентина Серова Ермолова — великая актриса с царственной осанкой, удивительная женщина, наделенная великой силой духа и великим талантом.

После поездки в Париж, в конце 1912 г., молодой художник Натан Альтман перебрался в Петербург, где за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Анна Ахматова изображена в пору своей молодости, когда она блистала в литературных салонах и покоряла мужские сердца. Известная поэтесса, «победительная» женщина с «лица необщим выраженьем», Ахматова на картине «Автопортрет не еще не догадывается о своей трагической, полной лишений будущей судьбе.

«Улыбкой русской Джоконды» называют автопортреты Зинаиды Серебряковой. Но если на ее знаменитых ранних автопортретах это светлые улыбки предвкушения счастья, то на этом позднем полотне — полное горечи осознание невосполнимой утраты. Утраты Родины, утраты иллюзий и надежд. Переехав во Францию после революционных потрясений, художница потерялась в бурной и яркой, но чужой и холодной жизни. А возвращение в Россию уже было невозможным. Эта «потерянность» щемящей нотой звучит в картине.

Картину Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» иногда называют «Петроградская мадонна». На фоне трагических событий простая русская женщина вознесена над «миром сим». Мать предельно бережно поддерживает младенца, трогательно прижимая его руку к своей груди. Эта картина одновременно и документ конкретной эпохи, и вневременной образ возвышенных чувств.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»