Архив журнала для детей Костер

Февраль 2015 года

Журнал Костер. Февраль 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Волшебный источник

ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ!

(Поэзия раскрывает секреты юным читателям и юным поэтам!)

К поэзии относятся по-особенному — с уважением и даже трепетом. Ее называют высокой, а некоторые — святой! В ней ищут и совета, и красоты, и возвышенного настроения.

Но чтобы лучше понять и полюбить стихи, можно сначала попробовать открыть их тайны. Кто-то скажет: «Какие же могут быть тайны, если всё русским языком написано?» Конечно, это так. Слова понятны. И написано (то есть напечатано) черным по белому. Но, поверьте, у стихов все-таки есть свои секреты! Пусть читатели спросят о них саму Поэзию…

Представим себе такой диалог…

— Можно ли пересказать стихи?

— Пересказать красиво вряд ли получится, наверное, вообще невозможно. Во-первых, у стихов, как у музыки, есть собственный ритм! Это первый секрет. Если пересказывать, ритм исчезнет. Стихи звучат то напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…

Тайны поэзии

— Мы думали, стихи всегда ласкают слух. Почему же они бывают неблагозвучны?

— Потому что они говорят иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. И это второй секрет — «Звукопись». Вот, например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» поэт Сергей Есенин пишет: «Дремлет взрытая дорога…» Вслушайся! Как звучит?.. Конечно! Эта строчка немного «рычит» («ДРемлет взРытая доРога…»). Почему? Да потому, что дороге тяжело — она взрыхленная, изъезженная телегами, ее развезло осенней слякотью. И она ждет не дождется зимы. Зачем? Потому что зима принакроет ее снежком, и ей будет легко, когда по ней сани поедут, лошади копытами будут снежок топтать.

— А почему о неживом — например, дороге, — в стихах говорится как о живом? Как будто дорога чувствует!

— То, что для обычного взгляда мертво (или не совсем одушевлено), стихи оживляют!

В них воды — «гласят» (говорят, кричат), гром — «резвится, играет» (так написал Тютчев в стихотворениях «Весенние воды» и «Весенняя гроза»). Парус — «просит бури»; утес «тихонько плачет», попрощавшись с тучкой (так у Лермонтова в стихах «Парус» и «Утес»). Кот поет (у Фета, «Кот поет, глаза прищуря…»). Зима тоже поет, да еще и аукает (у Есенина, «Поет зима — аукает…»)! У Тютчева зима «еще хлопочет и на весну ворчит» («Зима недаром злится…»), а земля «принахмурилась» перед грозой («Неохотно и несмело…»). В ясный день облака ласкаются к солнцу (у Баратынского в стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!»)… Этот секрет называется «Олицетворение». А в стихотворении Есенина, о котором мы говорили, — «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» — холодный и далекий месяц стал живым, маленьким, теплым жеребенком!

— Ох! Не слишком ли странная фантазия?! Месяц — жеребенок!

— А это еще один секрет! Его мы назовем «Всё на всё похоже!». Но об этом — в следующий раз.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»




Евгений Славутский
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»