Архив журнала для детей Костер

Февраль 2013 года

Журнал Костер. Февраль 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

Почему отворачивается Нефертити?

Так почему же египетский мастер, тщательно прорисовав обводку обоих глаз прекрасной Нефертити и с величайшим старанием выполнив все детали бюста, оставил одну глазницу пустой? Почему Нефертити смотрит на нас одним глазом?

Нефертити

«За те сто лет, что Нефертити наш мир пленяет красотой, гипотез родилось немало о той глазнице — о пустой». Одни утверждали, что скульптура была учебным пособием. На примере двух разных глаз — «пустого» и со вставкой — мастер показывал ученикам разные стадии работы.

Другие полагали, что Нефертити страдала болезнью, поразившей левый глаз. А поскольку при царе Эхнатоне в искусстве возобладала любовь к правде, солгать насчет больного глаза Нефертити было никак нельзя.

Третьи же говорят примерно следующее. Нефертити, конечно, красавица. И ее раскрашенный бюст — несомненный шедевр. Но в мастерской Тутмоса были и другие скульптуры. Археологи извлекли из-под обломков 23 статуи — той же Нефертити, царя Эхнатона, их дочерей, некой «старой дамы», и других, не известных нам по имени обитателей Ахетатона. Хотите знать, как у них обстояло дело с инкрустацией глаз? Она отсутствовала. Так что исключением оказывается не левый, «пустой», глаз Нефертити, а как раз тот, который есть. Выходит, мастер умел, но не хотел вставлять глаза.

Потому что задачей его была не красота, а польза. Статуя создавалась не для украшения жилища, а для гробницы. Считалось, что в скульптуре обитал двойник человека — Ка. Именно о его вечной жизни больше всего заботились египтяне. Без надлежащей статуи у двойника Ка оставалось гораздо меньше шансов жить вечно. Так что скульптор оказывался одной из важнейших фигур на пути двойника к вечности. Не случайно, скульптор по-египетски назывался «санх» — «оживитель». Однако создать скульптурную оболочку, обиталище двойника, еще только полдела. У двойника были свои правила. Он поселялся в статуе с того момента, когда она обретала зрение. Вставка драгоценных камней в глазницы и магический обряд «отверзания» означали начало жизни Ка. С этого момента двойника полагалось кормить. Родные умершего или жрецы приносили в гробницы жертвы — разнообразную еду. Ее помещали перед статуей и через некоторое время убирали, переносили в другую гробницу, к другому двойнику. Первый не обижался. Сама по себе еда была ему не нужна, ему вполне хватало Ка-еды, ее двойника. И почему в таком случае не поделиться с соседом?

Египтяне были людьми практичными. До того как поместить статуи в гробницы, они старались не наделять их глазами и не оживлять. Ведь тогда статую надо было бы поить и кормить прежде времени. Скульптор создавал статую и готовил ее к будущему «оживлению» в собственной мастерской. Но совсем чуть-чуть не доделывал. Зачем ему лишняя забота? До того как заказчик захочет забрать статую, чтобы поместить в гробницу, скульптор оставлял ее без глаз. Или без глаза, как это случилось с красавицей Нефертити.


Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»