На главную Rambler's Top100
ФЕВРАЛЬ 2011 г.
ФЕВРАЛЬ 2011 года

Морская газета

Морская газета

Русский витязь

Дорогие друзья! В «Морской газете» мы рассказываем о памятных событиях морской истории, прославленных моряках и знаменитых кораблях. Но множество интересных фактов, связанных с морем, неизбежно остается за бортом нашего рассказа. Мы будем рады вашим письмам с пожеланиями новых тем. А пока обратимся к нашему морскому календарю памятных дат.

В День защитника Отечества давайте вспомним адмирала Степана Осиповича Макарова Портрет адмирала Макарова (1849-1904). Умелый и решительный командир, прекрасный знаток морской тактики и корабельной техники — таким вошел Макаров в историю русского военно-морского флота. Он и погиб в море — на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине под Порт-Артуром в марте 1904 г. Степан Осипович в это время командовал русской Тихоокеанской эскадрой.

Но не только военное дело прославило адмирала Макарова. На протяжении всей своей жизни Степан Осипович занимался изучением океана. Еще молодым офицером, командуя небольшим кораблем «Тамань», он исследовал морские течения в проливе Босфор. Для измерения течений на глубине Степан Осипович сам придумал особый прибор — флюктометр.

В 1886 г. Макаров возглавил кругосветную экспедицию на парусно-винтовом корвете «Витязь». Три года продолжалось знаменитое плавание «Витязя». Моряки измеряли температуру и удельный вес морской воды на различных глубинах, определяли скорость течений. Пробы воды с глубины брали с помощью специального прибора — батометра, который изготовили прямо на корабле. Кстати, командование не ставило перед моряками «Витязя» никаких специальных научных задач, и все исследования проводились по личной инициативе Степана Осиповича. «”Витязь” и Тихий океан» — так называлась большая книга, написанная Макаровым по итогам долгого плавания.

Памятник адмиралу Макарову

Эта книга Макарова была удостоена большой золотой медали Российского Географического общества. А на фронтоне Океанографического музея в Монако высечены имена самых знаменитых кораблей науки. Среди них — имя русского корвета «Витязь».

В 1897 г. под наблюдением С. О. Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». Он стал первым в мире ледоколом, способным ходить в тяжелых льдах.

Ледокол очень долго находился в составе русского, а затем и советского флота. Больше тысячи судов вызволил «Ермак» из ледового плена за время своей службы. А впоследствии название ледокола перешло к новому современному кораблю.

Дежурный капитан М. Савинов

Шоколадный хирург

Это что это за чудо?

Знакомьтесь: вот она, рыбка со странным названием «Шоколадный хирург». Шоколадный хирург входит в семейство Рыб-хирургов. «Хирурги» бывают не только «шоколадные», но и «бледные», «синие», «японские», а еще — «хирурги-клоуны» и «хирурги-зебры». Всего девять родов и семьдесят два вида! Взрослые «хирурги» не вырастают больше 20 сантиметров. Водятся в Тихом и Индийском океанах. «Шоколадного» можно встретить у Сейшельских островов и у берегов Японии. Он любит лагуны и основания рифов. Питается водорослями. А почему «хирург»? Дело в том, что на хвосте у этих рыб — острые, как скальпель, шипы. «Хранятся» эти «скальпели» в специальной выемке на коже, а при опасности «хирург» мгновенно пускает свой «медицинский инструмент» в ход, превращая его в оружие защиты.




Михаил Савинов


Страничка автора



© 2001 - 2017