Архив журнала для детей Костер

Февраль 2011 года

Журнал Костер. Февраль 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Под солнцем Италии

С. Щедрин. «Вид Сорренто близ Неаполя», 1825 г.
С. Щедрин. «Вид Сорренто близ Неаполя», 1825 г.

Италия… На протяжении столетий эта солнечная страна была и остается местом притяжения для многих художников. Италия не только хранит традиции античного и классического искусства, но и остается вечной школой и музеем под открытым небом. Ее природа, города, памятники, люди претворялись мастерами живописи в художественные образы.

А. Иванов. «Аппиева дорога при закате солнца», 1845 г.
А. Иванов. «Аппиева дорога при закате солнца», 1845 г.

Творчество С. Щедрина принадлежит к раннему этапу романтизма в искусстве русского пейзажа. Созданный им художественный мир — гавани, корабли и набережные итальянских городов, где дома как бы сливаются с прибрежными скалами, кажутся естественными частями пейзажа.

Автор одной из самых известных картин в русской живописи «Явление Христа народу» А. Иванов особое значение придавал достоверности и выразительности пейзажа. Изображенная на его картине Аппиева дорога была самой крупной и значимой из дорог античного мира. Ее до сих пор называют «царицей дорог». С ней связаны важнейшие, а иногда трагические события в истории Древнего Рима. По ней отправлялись на завоевание мира римские легионы, по ней же возвращались после одержанных побед. Здесь, вдоль Аппиевой дороги, стояли столбы с распятыми рабами — участниками восстания Спартака. На горизонте едва виднеется купол римского собора Святого Петра. Все ничтожно, все превращается в тень перед лицом неотвратимого времени.

М. Врубель. «Венеция», 1893 г.
М. Врубель. «Венеция», 1893 г.

М. Врубель дважды бывал за границей. Он посетил Рим, Милан, Париж, Афины. И создал навеянное впечатлениями декоративное панно «Венеция». Перед нами — город эпохи Возрождения в праздничном великолепии карнавального шествия. Угол Дворца Дожей и виднеющаяся улица достоверны до мелких подробностей — они написаны с использованием фотографий, к которым Врубель охотно прибегал. Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху Возрождения или сейчас? Трудно угадать. Карнавал — праздник загадок в вечности. Участники интригуют, переглядываются, делают тайные знаки. Что они задумали, о чем шепчутся? Тайна…

А. Дейнека. «Улица в Риме», 1935 г.
А. Дейнека. «Улица в Риме», 1935 г.

Остротой наблюдений отличаются произведения, выполненные А. Дейнекой по впечатлениям от своих заграничных поездок. Он успел сделать огромное число зарисовок и акварелей. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме». В ней передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. Торопливо шагающий итальянский рабочий, служители Ватикана — монахи, в ярко пылающих на солнце красных сутанах, так же как и возвышающаяся античная скульптура — жители и хозяева Рима.

В групповом портрете В. Иванов показал себя и своих коллег, современных живописцев, в знаменитом римском кафе. Здесь еще в XIX столетии собирались жившие в Италии русские писатели и художники (в том числе Н. Гоголь и А. Иванов) и вели извечные споры о смысле жизни и искусстве, вдохновленные высоким небом Вечного города.

В. Иванов. «Кафе “Греко”», 1974 г.
В. Иванов. «Кафе “Греко”», 1974 г.
2011 — год Италии в России



Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»