Архив журнала для детей Костер

Февраль 2009 года

Журнал Костер. Февраль 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»






ИСТОРИЯ СТРАНЫ В КАРТИНАХ

Историческая живопись — один из самых уважаемых и сложных жанров изобразительного искусства. В нем запечатлены наиболее значимые события прошлых времен.

Картина А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», представляющая яркий пример народного героизма, написана в годы войны с Наполеоном. Когда князь Святослав был в походе, печенеги осадили Киев. Горожане, изнемогая от голода и жажды, искали того, кто мог бы перебраться на ту сторону Днепра и передать весть о беде. Безымянный юноша решился на это. Он вышел из города, держа уздечку в руке, будто бы искать свою лошадь. Печенеги не обратили на него внимания. Когда же он дошел до берега реки, то сбросил одежду и поплыл. Ему удалось сообщить воеводе Претичу, что Киев в опасности, и вскоре русское войско переправилось к городу, заставив печенегов в страхе отступить…

Картина Н. Ге написана на сюжет трагического эпизода русской истории. Царь Петр I, узнав, что его наследник, царевич Алексей связан с врагами, приговорил его к смерти. В холодной комнате петергофского дворца на столе перед царем лежат перехваченные письма Алексея. Отец смотрит с гневом и презрением на сына, который не молит о пощаде, а только отвел взгляд.

А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», 1810 г.
Увеличить

А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», 1810 г.
Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г.
Увеличить

Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г..
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899 г.
Увеличить

В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899 г.
Е. Моисеенко. «Победа», 1972 г.
Увеличить

Е. Моисеенко. «Победа», 1972 г.
И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880-91 гг.
Увеличить

И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880-91 гг.
 

Создание В. Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы» было приурочено к юбилею швейцарского похода великого полководца. В середине сентября 1799 года русские «чудо-богатыри» перешли высокогорный перевал Сен-Готард. Мы видим уходящую ввысь каменную кручу горы. На самом краю ледяного обрыва остановил своего коня Суворов, отсюда он виден всей подходящей к обрыву армии. По почти отвесной, обледенелой, покрытой снегом крутизне спускается, точнее, скатывается вниз русская армия. Первым летит вниз солдат, обеими руками придерживающий шляпу-двууголку, но не выпускающий ружье. Выше один из спускающихся закрыл лицо плащом, чтобы не видеть пропасти. Старик с обнаженной седой головой крестится с выражением суровой решимости.

Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репин работал около двенадцати лет. «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их шуму и гаму. Чертовский народ!» — писал о запорожских казаках художник. Поводом для воплощения на полотне казацкой вольницы стало легендарное дерзкое письмо запорожцев турецкому султану Махмуду IV в ответ на грозное повеление добровольно сдаться.

Художник Е. Моисеенко сам испытал все тяготы войны. В его картине — восхищение отвагой и мужеством наших солдат и неизбывная скорбь по отдавшим свои жизни во имя Великой Победы. Руины города. Конец войны. Победа! Долгой дорогой жестоких боев, крови и смерти шли к ней солдаты. На руках одного из них в последние минуты войны умирает товарищ. Из груди солдата вырывается крик, в котором всё: боль за тех, кто не дожил до Победы, и радость, что Победа пришла.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»