Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2011 года

Журнал Костер. Октябрь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




От Колибри до Сапсана

«Колибри» — это… двадцатитонный тепловоз! Его специально спроектировали для новой Малой Октябрьской железной дороги. Первый экземпляр уже возит пассажиров по новой узкоколейке, соединившей Купчино и Царское Село. Ее протяженность десять километров. Новая трасса проложена по насыпи Царскосельской железной дороги, с которой ведется история железных дорог России.

А история детских железных дорог началась в 1935 году. На Тифлисской детской технической станции решили построить действующий макет железной дороги и выбрать такой масштаб, чтобы сами ее строители могли поместиться в будке паровоза и управлять им. Но когда закончилось проектирование, обнаружились проблемы с подвижным составом. Тогда удалось найти только требующий ремонта двухосный танк-паровоз, изготовленный на заводе Юнга в Германии в 1911 году. Три вагона типа «дилижанс» были построены своими силами: два жестких двенадцатиместных для обычных пассажиров и один мягкий восьмиместный — для отличников. 24 июня 1935 года со станции Пионери отправился первый поезд под управлением десятилетнего Вити Сокольского. В этот день маленький поезд сделал тридцать семь рейсов и перевез более тысячи пассажиров!

Пример Тбилисской (Тифлисской) детской железной дороги вдохновил пионеров всей страны. Сегодня в России функционирует 25 детских железных дорог.

В Ленинграде проектирование Малой Октябрьской (детской) железной дороги началось еще до войны. Рассматривались два варианта пути: один от Витебского вокзала по бывшей царской насыпи до Пушкина (Царского Села), второй — по правому берегу Невы от Финляндского железнодорожного моста до реки Оккервиль. Ни один из этих проектов не был реализован – началась Великая Отечественная война.

Детская железная дорога была открыта лишь 28 августа 1948 года, в районе Удельной. Здесь планировали построить новый зоопарк, и дорога (станции «Кировская», «Зоопарк», «Озерная») должна была связать его с ЦПКиО им. С. М. Кирова (Елагиным островом). В торжественной обстановке юная дежурная по станции «Кировская» Таня Быкова дала сигнал к отправлению первого поезда под управлением машиниста Андрея Филиппова. Через несколько минут с другой конечной станции, навстречу, отправился второй поезд. На станции «Зоопарк» они встретились. Так началась жизнь детской железной дороги. Сегодня в Санкт-Петербурге детских железных дорог две — на Удельной и в Купчино, что проходит по исторической насыпи, а ведь об этом мечтали еще в 1939 году!

Но главная задача детских железных дорог не катать пассажиров, а учить детей железнодорожному делу. Сегодня на Малой Октябрьской железной дороге в шестидесяти пяти кружках занимается шестьсот пятьдесят школьников. Приходят ребята в девять-десять лет и осваивают разные профессии: проводника, диктора станции, дежурного стрелочного поста. На теорию отводится девять месяцев, а затем самое интересное — летняя практика.

«Колибри», конечно же, не «Сапсан», размером поменьше, да и путь проделывает крохотный, зато на этом пути оборудование в депо и на разъездах теперь самое современное. Завидуют даже профессионалы!




Юлия Маркова
Редактор

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»