Архив журнала для детей Костер

Январь 2010 года

Журнал Костер. Январь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Морская газета
Какие бывают корабли?
Морская газета

ДРЕВНИЕ СУДА

СУДА ВИКИНГОВ

Слово «викинг», наводившее ужас на жителей Западной Европы в IX-X столетиях, происходит или от древнескандинавского «вик» — «залив», или от «викья» — «поворачивать». В любом случае, оно связано с морем. В Древней Скандинавии, населенной племенами северных германцев, викингами называли участников морских грабительских походов.

Небольшой датский кнорр

Большая часть Скандинавского полуострова — это труднопроходимые горы. Скалистые берега Норвегии изрезаны узкими заливами-фьордами. Для норманнов («северных людей») строительство кораблей стало насущной необходимостью — без флота не были возможны ни торговля, ни война.

Больших и толстых дубов, из которых выдалбливали свои челны древние славяне, в Скандинавии почти нет. И предки современных датчан, шведов и норвежцев научились строить килевые суда, в основе которых лежала мощная балка — киль. Сам корпус собирали из еловых досок с помощью железных заклепок. Чтобы получить доски, бревно не распиливали, как это делается в наши дни, а раскалывали в особых станках.

Все имели похожую форму — нос и корма одинаковые, заостренные, корпус равномерно суживается от середины к оконечностям. Такая форма оказалась очень удачной и дожила до наших дней — так строят, например, спасательные шлюпки.

Норвежский боевой корабль из бокстада — самый знаменитый из найденных археологами кораблей викингов

Боевой корабль викингов назывался «дракон», или «драккар». Длина его доходила до двадцати-тридцати метров, и вмещал такой корабль до семидесяти воинов. Драккары двигались с помощью прямоугольных парусов и весел. Это были быстроходные, маневренные корабли с малой осадкой и низкими бортами. Кроме больших драккаров, викинги использовали и более легкие ладьи, называвшиеся «скейд».

Конечно, скандинавы не только устраивали военные походы на соседей — они вели широкую заморскую торговлю, в том числе и в древнейшей столице Руси — городе Ладоге. Торговое судно норманнов называлось «кнорр». Кнорр меньше драккара, имел более высокие борта и глубже сидел в воде. Быстро двигаться кнорр не мог, но ему это и не требовалось — он должен был принять на борт как можно больше товаров. Для укладки груза в середине корабля, у мачты, устраивали трюм. Скандинавские традиции судостроения хорошо прижились на Руси, где норманнские купцы и воины были частыми гостями. И когда где-нибудь в северной деревне вам встретится дощатая остроносая лодка с килем, знайте — перед вами дальний родственник древнего боевого «дракона»!

Регата

НАША РЕГАТА

Внимание! Новый вопрос.

Январь 1878 г. Впервые в морском бою было применено новое оружие, которое позже станет грозной силой в войне на море. Изобрели это оружие англичане, а первыми использовали в бою русские моряки во время войны с Турцией. О каком оружии идет речь?


Ответ на задание из № 11-12, 2009 г.

Первый в мировой военной истории бой паровых судов произошел 5 ноября 1853 г., в начале Крымской войны. Русский пароходо-фрегат «Владимир» после трехчасового боя взял в плен турецкий вооруженный пароход «Перваз-Бахри». И в том же месяце, 18 ноября 1853 г., состоялось Синопское сражение — последняя большая битва парусных флотов.




Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»