Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2004 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Движение и покой

Михаил Врубель. Демон сидящий

Мы уже знаем, что композиция — это неразрывное и закономерное целое всех частей изображения. В картине должен быть соблюден своеобразный баланс — создана зрительная уравновешенность ее частей на картинной плоскости. Равновесие может быть статическое — передающее и усиливающее состояние недвижимости. И динамическое (образ застывшего пролетающего мгновения). Это очень важные средства, позволяющие в неподвижном изображении выразить движения человеческой души.

Великий русский художник Михаил Врубель был очарован знаменитой поэмой М.Лермонтова "Демон". Свое видение этого образа он выразил в многочисленных рисунках и нескольких замечательных картинах. Самая поэтичная из них — "Демон сидящий".

Врубель запечатлел Демона не ужасным всесильным исчадием зла, а прекрасным юношей, неподвижно застывшим в грустных раздумьях. Художник написал о своем замысле — он хотел изобразить "молодую уныло-задумчиваю фигуру". Поэтому для художника так важно было найти изобразительные средства, чтобы передать состояние ничем не нарушаемого покоя, фигура Демона расположена почти в центре вытянутого по горизонтали холста, что уже создает впечатление недвижимости. Часть головы "срезана" верхней рамой, а нижняя часть фигуры словно срослась с каменистой землей, расцвеченной фантастически мерцающими цветами. Этим приемом Врубель композиционно закрепляет могучую фигуру, как бы сковывает героя в границах картины. Демон, кажется, окаменел навеки от своих печальных раздумий. Отблеск заката освещает неземной красоты лицо и его светлую "нечеловеческую" слезу. Одинокий мятежный дух, "меж небом и землей под кровом радуги огнистой", не в силах прервать бесконечно застывшее время и оторваться от грешной земли. Он могуч, но неподвижен, и безвольно опущены его сцепленные ладони. Смысл картины — печальное непрерываемое раздумье и бесконечное одиночество. Не злое всемогущество Демона, а его тоска о недостижимом счастье.

Валентин Серов. Петр I

Однако часто темой картины становится воплощение стремительного движения. Как же в неподвижном, застывшем изображении художнику передать это ощущение динамики ? Конечно, о многом скажет изображение персонажа, но важно еще помнить, что "люди движутся, бегут не потому, что у них бегущая поза, а потому, что это динамически разработанная композиция ..." — как заметил выдающийся художник К.П. Петров-Водкин. То есть, существуют композиционные приемы, создающие и обостряющие экспрессию и ощущение движения.

Соученик по Академии Художеств и близкий товарищ Врубеля Валентин Серов известен как выдающийся портретист. Однако он создал и замечательные исторические картины. Одна из них "Петр I", находящаяся в Третьяковской галерее. Исторический сюжет картины — эпизод строительства Петербурга — перерастает в образ эпохи, "вздыбленной" реформами царя-преобразователя. Достигается эта метафора, прежде всего, сильным внутренним движением в картине. Серов создает слева свободное пространство, раскрывая простор для движения Петра. Подсознательно мы обычно "прочитываем" картину слева направо. Поэтому противоположно направленное движение воспринимается как действие, преодолевающее определенное сопротивление. Наклоны сопровождающих фигур усиливают, обостряют динамизм и драматизм композиции, мы словно ощущаем порывы встречного балтийского ветра. Уверенный шаг Петра контрастирует с согнутыми спинами его свиты. Выбранный художником низкий горизонт подчеркивает энергичные силуэты фигур на фоне неба. Рассматривая картину, ощущая мимолетность изображенного, мы словно предчувствуем грядущие события не только в этом сюжете, но и в истории России.

Петр Лернер,
член Союза художников России

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»