Архив журнала для детей Костер

Январь 2005 года

Журнал Костер. Январь 2005 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Загадки Петербурга


Таинственное письмо

Надпись над воротами гласила: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ".

— Ребята, давайте скорее! Никитины, вам требуется особое приглашение?

— Анна Валерьевна, а что значит "подобает святыня господня"?

— Анна Валерьевна, а правда, что Павел прожил столько лет, сколько букв в этой надписи?

— Давайте для начала войдем в музей, — поторапливая отстающих, ответила учительница. — Экскурсовод нам все сейчас расскажет.

Толкая друг друга, близнецы Юля и Митя вместе со своим приятелем Сережей Пименовым кинулись обгонять одноклассников, уже поднимавшихся по лестнице к дверям Михайловского замка.

Экскурсия — дело приятное. Особенно, когда вы уходите из школы на целых два урока раньше. И тут уже даже неважно, куда. Да и сам замок — кстати сказать, единственный замок в городе — был местом весьма таинственным.

Сначала экскурсия была вполне традиционной. То, что Михайловский замок когда-то принадлежал Павлу I, убитому в собственной спальне заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, в Петербурге знает каждый. Однако о многом ребята узнали впервые. Оказывается, в середине XVIII века на этом самом месте, у слияния рек Мойки и Фонтанки, располагался построенный Ф. Б. Растрелли Летний дворец дочери Петра I, императрицы Елизаветы. Именно в этом дворце родился и провел свое детство ее внучатый племянник — Великий князь Павел.

— "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть", — вдохновенно процитировал пророческие слова Павла экскурсовод. — Двенадцать лет шла работа над проектом замка, причем первые эскизы были выполнены самим Великим князем. Но лишь став императором, он смог приступить к строительству новой резиденции. Загадкой оказалось даже имя автора окончательного проекта здания. В работе принимал участие не один архитектор. Строительство началось по чертежам русского зодчего Василия Баженова, но вскоре его сменил итальянец Винченцо Бренна (кстати, его портрет можно увидеть на одном из немногих сохранившихся в Михайловском замке со времен императора Павла живописных плафонов). И днем и ночью, в течение четырех лет пять тысяч человек строили Михайловский замок. 1 февраля 1801 года в него переехал Павел с семьей, но лишь сорок дней довелось ему прожить в новом дворце. После коварного убийства императора вся его семья навсегда покинула замок, который современники называли "чудом роскоши и вкуса". И не случайно! Ведь Павел собрал здесь великолепные коллекции живописи и скульптуры, да и сами интерьеры поражали богатством и изысканностью отделки. Но в XIX веке, по воле третьего сына Павла — Великого князя Николая (будущего императора Николая I), — в здании разместилось военно-инженерное училище. Многие интерьеры были перестроены, изменилось даже само название: с февраля 1823 года Михайловский замок стал называться Инженерным.

— А мы пойдем туда, где убили Павла? А правда, что тут есть привидения? — наконец, не выдержали близнецы.

— Сейчас мы с вами и пройдем к месту гибели императора Павла, повторив путь заговорщиков, — кивнул экскурсовод близнецам, почему-то пропустив вопрос о привидениях. — Пока еще не весь замок отреставрирован, поэтому туда пускают немногих. Пройти в эту часть здания можно только со мной. Не отставайте, иначе потеряетесь!

Лестница, ведущая к спальне Павла, оказалась узкой, темной и винтовой. Да и сама спальня, к общему разочарованию, оказалась вовсе не спальней: в XIX веке эта комната, по повелению внука Павла — императора Александра II, была превращена в церковь во имя апостолов Петра и Павла.

В то время как все, даже близнецы, затаив дыхание, слушали рассказ об убийстве Павла, Сережа разглядывал висевшие повсюду черные доски с именами военных. Перехватив его взгляд, экскурсовод пояснил:

— Это имена воспитанников военно-инженерного училища, которые погибли, исполняя свой служебный долг. Кстати, последняя доска в соседнем зале так и осталась незаполненной, поскольку установили ее незадолго до Первой мировой войны, а случившаяся вскоре революция прервала эту традицию. Давайте пройдем и посмотрим.

— Как вы думаете, кто это? — спросил экскурсовод в соседнем зале, указывая на мраморный барельеф на стене.

— Попов! — дружно ответил класс, прочтя фамилию на барельефе.

— А вот и не угадали! Это император Александр II! А Попов — это фамилия скульптора. А теперь мы перейдем в отреставрированные залы парадной анфилады, которые открыты для всех посетителей.

Когда вслед за экскурсоводом все прошли в сиявший золотом зал, Сережа вдруг почувствовал, как кто-то дернул его за рукав. Обернувшись, он увидел близнецов.

— Тес... У нас идея! — стараясь, чтобы их не заметили, ребята спрятались за угол.

Перед ними была еще одна винтовая лестница...

Екатерина Рипак
Наталья Марушина



Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»