Костер
Архив новостей | Петербург | Поэзия | Сочинения | История | Биографии| Природа | Сказки | Юмор | Кино | Мода
Rambler's Top100
Январь 2004 года

Содержание

Академия художеств журнала "Костер"

Аптека для души

Пресс-клуб

Зеленые страницы





Академия художеств журнала "Костер"

Разговор без слов

Натюрморт

Всех, кто любит рисовать, кто мечтает раскрыть некоторые секреты таинственного и прекрасного мира изобразительного искусства, кто хочет не скучать в музеях — всех приглашает новая рубрика "Академия художеств журнала "Костер".

Художник рисует... Он весь во власти своей фантазии, которую ничто не ограничивает. Это так и не так. Так, потому что творчество прекрасно именно своей свободой. И не совсем так, потому что художник говорит с нами на особом языке, у которого есть свои законы. Он разговаривает с нами не предложениями, а зрительными образами. Вместо слов здесь — предметы и фигуры, их форма, цвет, их расположение на рисунке.

Законы расположения предметов и их взаимосвязь в картине изучает предмет "композиция". В переводе с латинского это слово обозначает "соединение", "составление". То есть объединение предметов вместе особым способом и с определенной художественной целью. Законы композиции едины и для изображения природы (пейзаж), и предметов (натюрморт) с натуры, и для рисунка "по воображению" ("из головы"), для черно-белых и для цветных изображений.

В отличие от фотоаппарата, фиксирующего все, что попадает в объектив, наше зрительное восприятие избирательно. Из всего видимого пространства мы выбираем то, что нас поразило, привлекло, то, что хочется воспроизвести, и этим передать свои ощущения другим. Вглядываясь, мы выделяем главное, не отвлекая внимание на случайные детали. И в этом уже первое проявление нашего творчества. Этот первый шаг к будущему изображению можно обозначить как замысел. А дальше начинается то, что художники называют компоновкой изображения. О чем прежде всего должен думать художник, начиная работу? Конечно, о цельности своего будущего произведения.

Проведем эксперимент. Высыпем на стол несколько яблок, поставим сзади кувшин, положим небольшой кусок материи (художники называют это драпировкой). Отойдем на шаг и посмотрим на поставленный нами натюрморт. Вроде, получилось неплохо. Но можно передвинуть одно из яблок. Или заменить кувшин — выбрать поменьше и другого цвета. Наша комбинация предметов еще достаточно случайна. Можно еще что-то изменить, что-то убрать, что-то добавить. А теперь посмотрим на натюрморт французского художника Поля Сезанна. Ограниченное рамой пространство картины уже живет собственной жизнью. Всмотритесь: все предметы находятся в неразрывной связи друг с другом. Прикройте один из нарисованных фруктов. Чувствуете: возникла неприятная пустота? То же и с кувшином. Если он станет хоть на чуточку побольше, то сразу начнет "подпирать" верхний край картины. Если поменьше — захочется опустить раму. Даже складки драпировки нельзя изменить — сразу нарушится ритм картины. Вроде бы беспорядочно раскиданные предметы образуют единое целое. Фрукты сгруппированы в определенном порядке. Наклон линии стола уравновешивается массой белого кувшина. Округлым формам тарелки, вазы и кувшина противопоставлены резкие угловатые линии светлых драпировок. Каждый предмет находит свой отзвук в другом предмете. Светлый центр драматически обрамлен темным фоном. В картине все подчинено непреклонной воле художника. Внимательно изучая окружающий мир природы, Сезанн открывает нам красоту в сопоставлении ясных, простых форм, создавая свой, цельный образ окружающего мира по законам искусства.

Петр Лернер,
член Союза художников России








© 2001 - 2019